10.2.2.14. Клапаны и головка блока цилиндра

Компоненты

«А» — нанесите герметик (SUZUKI BOND №1215, 99000-31110) на резьбу
1 — блок цилиндра
2 — головка цилиндра
3 — прокладка головки цилиндра
4 — впускной клапан
5 — выпускной клапан
6 — чашка клапанной пружины
7 — уплотнение стержня клапана
8 — пружина клапана (внешняя)
9 — пружина клапана (внутренняя)

10 — держатель пружины клапана
11 — чека клапана
12 — гидравлический регулятор клапанного зазора
13 — направляющая втулка клапана
14 — водная выпускная труба
15 — крышка выпускного патрубка
16 — болт головки цилиндра
17 — болт головки цилиндра (М6)
18 — болт водной выпускной трубы


Нанесите закрепляющий герметик 99000-31110 на резьбу болта.

Вращающий момент затяжки.

Не использовать повторно.

Смажьте моторным маслом скользящие поверхности каждой части.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сбросьте давление масла.
  2. Отключите отрицательный кабель от аккумулятора.
  3. Слейте моторное масло.
  4. Слейте антифриз.
  1. Снимите поперечную опорную стойку.
  1. Снимите выпускной шланг воздушного фильтра.
  1. Отключите следующие электрические проволочные выводы:
    • Разъём клапана системы рециркуляции отработавших газов
    • Разъём клапана контроля холостого хода
    • Разъём датчика положения корпуса дроссельных заслонок
    • Разъём датчика абсолютного давления во впускном коллекторе
    • Зажим заземления от впускного коллектора
    • Разъём датчика 1 и/или 2 нагрева кислорода
    • Разъём датчика положения распредвала
    • Разъём датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя
    • Разъём крепления проводов форсунки
    • Провод заземления у муфты
    • Муфты катушек зажигания
    • Зажимы жгутов проводов
  1. Отсоедините тросик акселератора и трос привода дроссельных заслонок А/Т (для транспортных средств с А/Т) от корпуса дроссельных заслонок.
  1. Отсоедините следующие шланги:
    • Шланг усилителя тормозов от впускного коллектора
    • Вакуумный шланг от впускного коллектора
    • Шланг для выпуска газов от датчика абсолютного давления во впускном коллекторе
    • Водный шланг от обводной трубы
    • Шланг подачи топлива и возвратный шланг от каждой трубы
    • Шланг обогревателя от выпускной трубы обогревателя
    • Впускной шланг радиатора от водной выпускной трубы
  1. Снимите задний элемент жесткости впускного коллектора.
  2. Отсоедините водную трубу от впускного коллектора.
  3. Снимите крышку головки цилиндра, маслосборник, крышку цепи синхронизации, вторую и первую цепи синхронизации, распредвалы и регуляторы клапанных зазоров, обратившись к Разделу Распредвалы и регуляторы клапанного зазора в этой Главе.
  1. Отсоедините выхлопную трубу №1 (1) от коллектора выхлопной системы (2).
  1. Снимите элемент жесткости коллектора выхлопной системы (1) (если таковой имеется).
  1. Раскрутите болты головки цилиндра, и выньте их.

Не забудьте вынуть болт (М6).


1 — сторона шкива коленвала
2 — сторона маховика
3 — болт (М6)
  1. Проверьте все вокруг головки цилиндра, нет ли других деталей, которые необходимо снять или отсоединить, и снимите или отсоедините все, что необходимо.
  2. Выньте головку цилиндра с впускным коллектором, коллектором выхлопной системы и водной выпускной трубой. Используйте подъемное устройство, если необходимо.

Разборка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При техническом обслуживании головки цилиндра снимите впускной коллектор, инжекторы, коллектор выхлопной системы, водную выпускную трубу и крышку выпускного патрубка с головки цилиндра.
  1. С помощью специальных инструментов сожмите клапанные пружины и затем снимите чеки клапана (1).
  • Специальный инструмент
    • (А): 09916-14510
    • (В): 09916-14910
    • (С): 09919-28610
    • (D): 09916-84511
  1. Освободите специальным инструментом и снимите держатели пружины и клапанные пружины.
  2. Снимите клапан со стороны камеры сгорания.
  1. Снимите масляное уплотнение стержня клапана (1) с направляющей втулки клапана, и затем чашку клапанной пружины (2).

Не используйте масляное уплотнение повторно после демонтажа. При сборке обязательно используйте новое масляное уплотнение.


  1. С помощью специального инструмента (съемник направляющей втулки клапана) сдвиньте направляющую втулку клапана со стороны камеры сгорания на сторону клапанной пружины. Специальный инструмент: (А): 09916-44910.

Не используйте направляющую втулку клапана повторно после демонтажа. Обязательно используйте новую направляющую втулку клапана (рабочего размера) при сборке.

  1. Сложите разобранные части, за исключением уплотнения стержня клапана и направляющей втулки клапана, по порядку, так чтобы их можно было установить на их первоначальные места.

Проверка

Направляющие втулки клапана

С помощью микромера и штангенциркуля снимите показания диаметров стержней клапанов и направляющих, для того чтобы проверить зазор между стержнями и направляющими. Не забудьте снять показания с нескольких мест по всей длине каждого стержня и направляющей. Если зазор выходит за пределы нормы, замените клапан и направляющую втулку клапана.

Технические характеристики клапана и направляющей втулки клапана

Позиция

Норма

Предел

Диаметр стержня клапана

Впуск

5.965 – 5.980 мм (0.2349 – 0.2354 дюймов)

Выпуск

5.940 – 5.955 мм (0.2339 – 0.2344 дюймов)

Внутренний диаметр направляющей втулки клапана

Впуск

6.000 – 6.012 мм (0.2363 – 0.2366 дюймов)

Выпуск

Зазор между стержнем и направляющей

Впуск

0.020 – 0.047 мм (0.0008 – 0.0018 дюймов)

0.07 мм (0.0027 дюймов)

Выпуск

0.045 – 0.072 мм (0.0018 – 0.0028 дюймов)

0.09 мм (0.0035 дюймов)

Клапаны

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удалите весь нагар с клапанов.
  2. Проверьте каждый клапан на наличие износа, прожога или деформации на передней поверхности и стержне и, если необходимо, замените его.
  3. Измерьте толщину головки клапана. Если измеренная толщина выходит за пределы норм, замените клапан.

Толщина головки клапана

Позиция

Норма

Предел

На впуске

1.0 мм (0.039 дюйма)

0.6 мм (0.023 дюйма)

На выпуске

1.2 мм (0.047 дюйма)

0.7 мм (0.027 дюйма)


1 — толщина головки клапана
2 — 45°
  1. Проверьте торец стержня клапана на предмет изъязвления и износа. Если обнаружен износ или изъязвление, торец стержня клапана можно повторно очистить, но не сильно, так чтобы не сошлифовывать его камеру. Если он изношен так сильно, что его камера стерта, замените клапан.
  1. Проверьте каждый клапан на наличие радиального износа с помощью циферблатного индикатора и V-образного блока. Медленно вращайте клапан, для того чтобы проверить износ. Если износ превышает пределы нормы, замените клапан. Предел радиального износа головки клапана: 0.08 мм (0.003 дюйма).

Ширина контакта прилегания

  1. Создайте рисунок расположения контактов на каждом клапане привычным образом, т.е., нанеся стандартное покрытие маркирующей смесью на чашку клапана, и вращательным движением пристукнув чашку клапана с головкой клапана. Необходимо использовать клапанный притирочный станок (инструмент, используемый для притирки клапанов). Рисунок, отпечатанный на контактной поверхности клапана должен представлять собой непрерывное кольцо без каких-либо разломов, и ширина рисунка должна быть в указанных пределах. Стандартная ширина контакта, образованная с помощью рисунка расположения контактов на лицевой поверхности клапана: на впуске и выпуске — 1.1 – 1.3 мм (0.0433 – 0.0511 дюйма).

Ремонт чашки клапана

  1. Чашка клапана, не создающая полного контакта со своим клапаном или показывающая ширину контакта прилегания, выходящую за указанный диапазон, должна быть отремонтирована путем перешлифовки или срезания и отшлифована до готовности притиркой.
    • Чашка выхлопного клапана: используйте фрезу чашки клапана (1), для того чтобы сделать два надреза. Необходимо использовать две фрезы: первую, для того чтобы сделать угол в 15°, и вторую, для того чтобы сделать угол в 45°. Вторую фрезу необходимо использовать, для того чтобы получить необходимую ширину чашки. Ширина чашки для чашки клапана: 1.1 – 1.3 мм (0.0433 – 0.0511 дюйма).
    • Чашка впускного клапана: используйте фрезы чашки клапана, для того чтобы сделать три надреза. Необходимо использовать три фрезы: первую, для того чтобы сделать угол в 15°, и вторую, для того чтобы сделать угол в 60°, и третью, для того чтобы сделать угол в 45°. Третью фрезу необходимо использовать, для того чтобы получить необходимую ширину чашки. Ширина чашки для чашки впускного клапана: 1.1 – 1.3 мм (0.0433 – 0.0511 дюйма).
    • Притирка клапанов: притрите клапан к чашке в два приема: сначала с помощью грубого состава смеси притирки лицевой поверхности, а затем с помощью мелкого состава смеси, каждый раз используя станок для притирки гнезд клапанов в соответствии со стандартным методом притирки.
А — впускной
В — выпускной

Головка цилиндра

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удалите весь нагар с камер сгорания.

Не используйте острый инструмент для соскребания нагара. Будьте осторожны, чтобы не сделать задиры или бороздки на металлических поверхностях при соскребании нагара. Это также относиться и к клапанам, и чашкам клапанов.

  1. Проверьте головку цилиндра на предмет трещин во впускных и выпускных каналах, камерах сгорания, и на поверхности головки.
  2. С помощью калибромера проверьте планшетность уплотненной поверхность в 6 местах. Если норма деформации, указанная ниже, превышена, поправьте уплотненную поверхность с помощью разметочной плиты и абразивной бумаги #400 (водонепроницаемая абразивная бумага на основе карбида кремния): положите бумагу на разметочную плиту, и потрите уплотненную поверхность о бумагу, для того чтобы сошлифовать высокие места. Если это не поможет снизить показания калибромера до пределов нормы, замените головку цилиндра.
  1. Утечка рабочих газов, образованных продуктами сгорания, из этого уплотненного соединения часто происходит из-за деформации уплотненной поверхности: такая утечка является результатом снижения производимой мощности. Пределы деформации уплотненной поверхности головки цилиндра: 0.05 мм (0.002 дюйма).

Деформация поверхностей прилегания коллектора

  1. Проверьте поверхности прилегания головки цилиндра и коллекторов с помощью калибромера, для того чтобы определить есть ли необходимость скорректировать эти поверхности или заменить головку цилиндра. Пределы деформации поверхностей прилегания коллектора: 0.10 мм (0.004 дюйма).

Клапанные пружины

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Основываясь на данных, предоставленных ниже, убедитесь в том, что каждая пружина находится в хорошем состоянии, без свидетельств поломки или ослабления. Помните, что ослабленные клапанные пружины могут быть причиной дребезжания, не говоря уже о возможном снижении производимой мощности из-за утечки газа, вызванной снижением давления прилегания.

Технические характеристики клапанной пружины

Позиция

Норма

Предел

Свободная длина клапанной пружины

Внутренняя

36.08 мм (1.4204 дюйма)

35.00 мм (1.3779 дюйма)

Внешняя

40.44 мм (1.5921 дюйма)

39.22 мм (1.5440 дюйма)

Предварительная нагрузка клапанной пружины

Внутренняя

6.9 – 7.9 кг для 27.5 мм (15.2 – 17.4 фунт на 1.08 дюйма)

6.2 кг для 27.5 мм (13.6 фунт на 1.08 дюйма)

Внешняя

15.4 – 17.8 кг для 31.7 мм (33.9 – 39.2 фунт на 1.25 дюйм)

13.8 кг для 31.7 мм (30.4 фунт на 1.25 дюйма)

Перпендикулярность пружины

  1. Используйте угольник и разметочную плиту, для того чтобы проверить каждую пружину на перпендикулярность с точки зрения зазора между концом клапанной пружины и угольником. Если зазор больше предела, указанного ниже, клапанные пружины должны быть заменены. Предел перпендикулярности клапанных пружин: 2.0 мм (0.079 дюйма).

Сборка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Прежде чем устанавливать направляющую втулку клапана в головку цилиндра, расширьте направляющее отверстие с помощью специального инструмента (11-миллиметровый расширитель), для того чтобы удалить задиры и сделать его действительно круглым.
    • Специальный инструмент
      • (А): 09916-34542
      • (В): 09916-38210
  1. Установите направляющую втулку клапана на головку цилиндра. Равномерно нагрейте головку цилиндра до температуры 80 – 100°С (176 – 212°F), для того чтобы не деформировать головку, и вводите новую направляющую втулку клапана в отверстие с помощью специальных инструментов. Вводите новую направляющую втулку клапана до тех пор, пока специальный инструмент (приспособление для установки направляющей втулки клапана) не коснется головки цилиндра. После установки проверьте высоту выступов направляющей втулки клапана от головки цилиндра.
    • Специальный инструмент
      • (А): 09916-58210
      • (В): 09917-87810

  • Не используйте разобранную направляющую втулку клапана повторно. Установите новую направляющую втулку клапана (ремонтного размера).
  • Направляющие втулки впускного и выпускного клапанов одинаковые.
  • Ремонтный размер направляющей втулки клапана — 0.03 мм (0.0012 дюйма).
  • Выступ направляющей втулки клапана (на впуске и на выпуске) — 13.5 мм (0.53 дюйма).

  1. Расширьте внутренний диаметр направляющей втулки клапана с помощью специального инструмента (6.0-миллиметровый расширитель). После расширения очистите ствол.
    • Специальный инструмент
      • (А): 09916-34542
      • (В): 09916-37810
  1. Установите чашку клапанной пружины на головку цилиндра.
  1. Поставьте новое уплотнение стержня клапана (1) на направляющую втулку клапана. Смазав моторным маслом уплотнение и стержень специального инструмента (рукоятка инструмента для установления направляющей втулки клапана), поместите масляное уплотнение на стержень, и затем установите уплотнение на направляющую втулку клапана, нажав на специальный инструмент рукой. После установки убедитесь в том, что уплотнение правильно закреплено к направляющей втулки клапана.
    • Специальный инструмент
      • (А): 09917-98221
      • (В): 09916-58210

  • Не используйте уплотнение повторно после демонтажа. Не забудьте поставить новое уплотнение.
  • При монтаже никогда не стучите или не бейте по специальному инструменту молотком или чем-нибудь. Устанавливайте уплотнение на направляющую только нажатием на специальный инструмент рукой. Постукивание или ударение по специальному инструменту может повредить уплотнение.

  1. Установите клапан (1) на направляющую втулку клапана. Прежде чем устанавливать клапан на направляющую втулку клапана, смажьте моторным маслом уплотнение стержня, внутренний диаметр направляющей втулки клапана и стержень клапана.
  1. Установите клапанные пружины (внутренние и внешние пружины) и держатель пружины. Каждая пружина имеет верхний конец (конец с большим шагом пружины (1)) и нижний конец (конец с малым шагом пружины (2)). Не забудьте устанавливать пружину на место нижним концом (сторона держателя клапанной пружины (3)) к низу (сторона чашки клапанной пружины (4)).
  1. С помощью специального инструмента (подъемник клапана) сожмите клапанную пружину и вставьте две чеки клапана (1) в бороздку в стержне клапана.
    • Специальный инструмент
      • (А): 09916-14510
      • (В): 09916-14910
      • (С): 09919-28610
      • (D): 09916-84511
  1. Установите впускной коллектор, инжекторы, коллектор выхлопной системы, водную отводящую трубу (2) и крышку водной отводящей трубы на головку цилиндра (1).

При установке водной отводящей трубы нанесите герметик на резьбу болта. «А»: герметик 99000-31110.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Почистите сопряженную поверхность головки цилиндра и блока цилиндра. Удалите масло, старую прокладку и пыль с сопряженных поверхностей.
  2. Установите штифты (3) на блок цилиндра (2).
  3. Установите новую прокладку головки цилиндров (1) на блок цилиндра. Отметка «Верх» на прокладке идет к стороне шкива коленвала (4) лицевой поверхностью вверх (к стороне головки цилиндра).
1 — прокладка головки цилиндров
2 — блок цилиндра
3 — штифты
4 — шкив коленвала
5 — cторона маховика
  1. Установите головку цилиндра на блок цилиндра. Смажьте моторным маслом болты головки цилиндра и закрутите их постепенно следующим образом.
    • Закрутите все болты на 53 Н•м (5.3 кг-м. 38.5 фунт на фут) в цифровом порядке, как указано на рисунке ниже.
    • Точно также, как в (1), закрутите их на 84 Н•м (8.4 кг-м, 61.0 фунт на фут).
1 — cторона шкива коленвала
2 — cторона маховика
    • Освободите все болты до тех пор, пока вращающий момент затяжки не уменьшится до 0 в проиллюстрированном порядке.
1 — cторона шкива коленвала
2 — cторона маховика
    • Прикрутите все болты на 53 Н•м (5.3 кг-м, 38.5 фунт на фут) в соответствии с цифровым порядком на рисунке.
    • Точно также, как в (4) опять, закрутите их с указанным вращающим моментом.
    • Вращающий момент затяжки:
      • Болт головки цилиндра (а) — 105 Н•м (10.5 кг-м, 76.0 фунтов на фут)
      • Болт головки цилиндра (М6) (b) — 11 Н•м (1.1 кг-м, 8.0 фунт на фут)

Не забудьте прикрутить болт М6 (3) после того, как закрепите прочие болты.


1 — сторона шкива коленвала
2 — сторона маховика
3 — болт
  1. Убедитесь в том, что ключ (2) на коленвале выровнен с отметкой синхронизации (1).
  1. Повторите процедуру демонтажа в обратном порядке с целью установки.
  2. Отрегулируйте натяжение ремня охлаждающего вентилятора, обратившись к Разделу Регулирование и проверка натяжения ремня охлаждающего вентилятора в Главе Охлаждение двигателя.
  3. Отрегулируйте люфт тросика акселератора и люфт троса привода дроссельных заслонок А/Т (для транспортных средств с А/Т).
  4. Проверьте, все ли снятые части поставлены на место. Повторно установите любые необходимые части, которые не были ранее установлены.
  5. Залейте моторное масло в двигатель, обратившись к Разделу Моторное масло и фильтр в Главе Техническое обслуживание и смазка.
  6. Обратно заполните систему охлаждения, обратившись к Разделу Промывка и заполнение системы охлаждения в Главе Охлаждение двигателя.
  7. Залейте картер переднего дифференциала трансмиссионным маслом, обратившись к Разделу Обслуживание вне мастерской в Главе Передний дифференциал.
  8. Залейте систему рулевого управления с усилением специальной жидкостью, обратившись к Разделу Жидкость гидроусилителя руля в Главе Система гидроусилителя руля.
  9. Подключите отрицательный кабель к аккумулятору.
  10. Проверьте, нет ли утечки топлива, антифриза, масла и выхлопного газа на каждом соединении.
  11. Убедитесь в том, что установка угла опережения зажигания или впрыска топлива соответствует техническим требованиям, обратившись к Разделу Проверка и регулировка времени опережения зажигания в Главе Система зажигания для двигателя J20.