1.1.14. Коленчатый вал и маховик

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снимите зубчатый ремень, переднюю крышку, маховик и масляный поддон.
2. Снимите заднюю крышку с блока цилиндров и заднее масляное уплотнительное кольцо коленчатого вала.
3. Отверните гайки и снимите крышки шатунов.

Промаркируйте крышки коренных подшипников коленчатого вала для того, чтобы установить их на свои места и в том же положении.

4. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала и снимите коленчатый вал. Держите подшипники вместе к крышкой.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников коленчатого вала на отсутствие износа и выработки. Проверьте смазочные отверстия коленчатого вала на отсутствие засорения.

2. Микрометром измерьте диаметры шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных направлениях. При наличии конусности или овальности перешлифуйте коленчатый вал.

  • Диаметр коренных шеек коленчатого вала: 56,982–57,000 мм
  • Диаметр шатунных: 44,980–45,000 мм

Коренные и шатунные подшипники

Проверьте шатунные и коренные вкладыши на отсутствие местной коррозии, выработки и других повреждений. При необходимости, замените вкладыши.

Измерение зазора коренных и шатунных подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Для измерения зазора коренных и шатунных подшипников измерьте диаметры шеек коленчатого вала и соответствующие внутренние диаметры подшипников. Величина зазора – это разность между внутренним диаметром подшипника и соответствующим диаметром шейки коленчатого вала.

  • Зазор коренных подшипников коленчатого вала: 0,02–0,05 мм
  • Зазор шатунных подшипников №1, 2, 4, 5 коленчатого вала: 0,018–0,036 мм
  • Зазор шатунного подшипника №3 коленчатого вала: 0,024–0,042 мм

Метод Plastigauge

Наиболее точно и удобно измерение зазора коренных и шатунных подшипников с использованием пластикового калиброванного стержня Plastigauge

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом.
2. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на вкладышах в крышках коренных подшипников коленчатого вала.

3. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора.

  • Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените коренные вкладыши коленчатого вала.
  • При установке нового коленчатого вала, убедитесь, что использовали вкладыши стандартного размера.

Масляные уплотнительные кольца

Проверьте передние и задние масляные уплотнительные кольца на отсутствие повреждений или износа рабочих кромок. При наличии любых дефектов замените уплотнительное кольцо.

Крышки подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

После установки крышек подшипников проверните коленчатый вал и убедитесь, что он вращается легко и плавно, а его осевой люфт соответствует значениям, приведенным в спецификации.

  • Осевой люфт коленчатого вала: 0,050–0, 250 мм.
  • Предельно допустимый о севой люфт коленчатого вала: 0, 250 мм.

Пластина привода

Заместите деформированную, поврежденную или имеющую трещины пластину привода.

Маховик

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте состояние поверхности маховика, контактирующей с диском сцепления. При наличии значительного износа замените маховик.
2. Проверьте биение поверхности маховика, контактирующей с диском сцепления.

Биение: 0,13 мм

3. Проверьте состояние зубчатого венца маховика на отсутствие повреждений и износа и при необходимости замените его.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите верхние вкладыши коренных подшипников с канавками для подачи масла на блок цилиндров двигателя. При повторной установке вкладышей установите их на те же места, на которых они находились перед снятием.
2. Установите вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала.

3. Установите верхние и нижние центральные вкладыши коренных подшипников.

4. Перед установкой коленчатого вала нанесите тонкий слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров.

5. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, при этом стрелка на каждой крышке должна быть направлена к шкиву коленчатого вала.

6. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в следующем порядке: центральную, №2, №4, переднюю и заднюю.

Момент затяжки: 25 Н•м + довернуть на угол 90°–94°

7. Затягивайте болты за 4 или 5 проходов.
8. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора.

9. Смажьте наружную поверхность нового заднего уплотнительного кольца моторным маслом. Специальным инструментом 09231–21000 установите уплотнительное кольцо до упора в гнездо задней крышки.

10. Установить маслоотделитель в масляное уплотнительное кольцо так, чтобы смазочное отверстие было направлено вниз.

11. Установите крышку уплотнительного кольца с новой прокладкой.
12. Установите на бок цилиндров заднюю пластину.
13. Установите маховик и закрепите болтами затянув их в соответствии со спецификацией.

Момент затяжки: 130–140 Н•м