1.1.13. Поршень и шатун
Снятие
Крышка шатуна
|
|
Держите крышки шатунов с соответствующими шатунами для правильной повторной установки их в цилиндры двигателя.
|
|
1. Отверните гайки и снимите крышку шатуна и нижний вкладыш шатунного подшипника. Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.
|
2. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра.
|
|
Снятие и установка поршневого пальца
|
|
1. Для разборки и повторной сборки поршня и шатуна необходимо использовать специальные инструменты 09234–33001.
|
2. Установите универсальные опоры в зажим между шатуном и поршнем.
|
3. Вставьте съемник через отверстие в арке зажима.
|
Вставьте зажим с поршнем, шатуном и съемником под ползун пресса.
|
|
4. Съемником выдавите поршневой палец из поршня.
|
5. Установите направляющие штифты через поршень в шатун, а поршневой палец установите с другой стороны поршня.
|
Направляющие штифты определяют положение шатуна в поршне. После установки поршня, шатуна, поршневого пальца и приспособления для установки поршневого пальца во вставки, направляющие штифты также определяют их положение в зажиме.
Если направляющие штифты слишком маленькие, поршень не будет располагаться по центру в приспособлении и может быть поврежден зажим и/ или приспособление.
|
|
6. Установите поршень в сборе на зажим, при этом направляющий штифт поддерживает
шатун в поршневом пальце. Убедитесь, что поршень надвигается на
зажим, пока направляющий штифт не войдет в контакт с вилочной вставкой.
7. Проверьте правильность взаимного расположения поршня и шатуна
и, вращая гайку с накаткой, закрепите пронумерованную втулку на
валу.
|
8. Вставьте вал через отверстие в арке зажима. Вдавите поршневой палец в шатун, пока втулка на валу не войдет в контакт с верхней частью арки зажима, при этом направляющий штифт должен выпасть из поршня.
|
Усилие запрессовки поршневого пальца не должно превышать 22500 Н.
|
|
|
|
Проверка
Поршень и поршневые пальцы
|
1. Проверьте наружную поверхность поршня на отсутствие
повреждений, выработки или неравномерного износа. При необходимости,
замените поршень.
2. Проверьте каждое поршневое кольцо на отсутствие повреждений и
неравномерного износа. При необходимости, замените поршневые кольца.
При замене поршня также необходимо заменить поршневые кольца.
3. Проверьте поршневой палец, вставляя его в отверстие поршня. Поршневой
палец должен плавно входить в поршень при нажатии на него рукой
(при комнатной температуре).
|
|
Поршневые кольца
|
|
1. Вставьте новое поршневое
кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым
кольцом и стенкой канавки. Если зазор превышает предельно
допустимое значение, замените поршень.
Зазор между поршневым кольцом и канавкой в поршне:
- Первое компрессионное кольцо: 0,03–0,07 мм
- Второе компрессионное кольцо: 0,02–0,06 мм
- Предельно допустимый зазор: 0,1 мм
|
|
2. Измерьте зазор в замке поршневых колец,
вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. Днищем
поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра.
Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца.
Зазор в замках поршневых колец:
- Первое компрессионное кольцо: 0,25–0,35 мм
- Второе компрессионное кольцо: 0,40–0,55 мм
- Маслосъемное кольцо: 0,10–0,40 мм
- Предельно допустимый зазор: 1,0 мм
- Первое и второе компрессионные кольца: 0,8 мм
- Маслосъемное кольцо: 1,0 мм
|
|
|
Шатуны
|
|
1. При установке убедитесь, что шатун и крышка шатуна соответствуют номеру цилиндра, в который они устанавливаются. При установке нового шатуна удостоверьтесь, что метки, определяющие его положение, находятся с той же стороны что и метки на остальных шатунах.
|
2. Замените шатун, если имеются повреждения на обеих опорных поверхностях. Также замените шатун, если имеются износ или повреждение поверхности, сопрягаемой с поршневым пальцем.
|
|
Установка
|
1. Установите расширительное кольцо.
|
2. Установите верхнюю боковую направляющую. Чтобы установить боковую направляющую, сначала поместите один конец боковой направляющей между стенкой канавки поршневого кольца и расширительным кольцом, нажмите на него, после чего, нажимая по периметру, установите ее в канавку поршня.
|
|
|
Не используйте пассатижи для разжатия поршневых колец при
установке боковой направляющей. |
|
3. Аналогичным образом установите нижнюю боковую направляющую.
4. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите компрессионное
кольцо №2.
|
5. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите компрессионное кольцо №1.
|
6. Нанесите тонкий слой моторного масла на поршень и поршневые кольца.
|
7. Расположите замки поршневых колец, как показано на рисунке.
|
8. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне.
9. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром,
при этом метка на поршне должна быть направлена к передней части
блока цилиндров.
10. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка
шатуна установилась на шейку коленчатого вала.
11. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна.
|
12. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Убедитесь, что метка цилиндра на шатуне и крышке шатуна находятся с одной стороны.
Момент затяжки: 32–35 Н•м + довернуть на угол 90°–94°
|
|
13. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым
валом, измерьте боковой зазор шатуна.
- Номинальный боковой зазор шатуна: 0,10–0,25 мм
- Предельно допустимый зазор: 0,40 мм
|
|
|