4.2.11.3.2. Сборка узла поршень-шатун

Кривошипно-шатунный механизм

1 – коленчатый вал,
2 – шкив,
3 – звездочка,
4 – уплотнительное кольцо,
5 – центрирующая втулка первичного вала коробки передач,
6 – маховик,
7 – шайба фиксирования болтов крепления маховика,
8 – вкладыши коренных подшипников,
9 – упорные полукольца коленчатого вала,
10 – уплотнители заднего коренного подшипника,
11 – болт шатуна,
12 – шатун,
13 – втулка головки шатуна,
14 – вкладыш шатунного подшипника,
15 – поршень,
16 – поршневой палец,
17 – маслосъемное кольцо,
18 – нижнее уплотнительное кольцо,
19 – верхнее уплотнительное кольцо (компрессионное)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверить состояние шатуна.
2. Соблюдать правильную установку – углубления на дне поршня должны быть направлены в ту же сторону, что и обозначения на шатуне и его крышке (стрелки).
3. Смазать тонким слоем моторного масла поршневой палец и установить его во втулке головки шатуна.
4. Тщательно установить в канавках поршня пружинные стопорные кольца, фиксирующие палец в поршне.
5. Используя специальное приспособление, установить кольца на поршни стороной, обозначенной надписью "Тор", в сторону дна. Кольца поставляются в состоянии готовом к установке. Кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня, но без ощутимого зазора.
6. Расположить кольца в канавках поршня таким образом, чтобы замки (разрезы) уплотнительных колец были смещены друг относительно друга противоположные стороны на угол 120° относительно разреза маслосъемного кольца.

Подбор поршней по диаметру цилиндра

Узел блока цилиндров

1 – блок цилиндров,
2 – масляный поддон,
3 – болт крепления масляного поддона,
4 – сливная масляная пробка,
5 – крышки технологических отверстий блока цилиндров,
6 – болт,
7 – заглушка технологического отверстия

Обозначения цилиндров на блоке цилиндров двигателя и поршней на их дне


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Диаметры поршней и цилиндров разделены на группы, которые обозначены буквами, выбитыми на блоке цилиндров двигателя и дне поршня.
2. Цилиндр и взаимодействующий с ним поршень должны принадлежать к одной группе выбора (см. рис. Обозначения цилиндров на блоке цилиндров двигателя и поршней на их дне).

Предупреждение

Новые блоки цилиндров двигателей имеют цилиндры с диаметром исключительно группы "А" и "В".


3. Смазать маслом поверхности поршней и внутренние поверхности цилиндров.
4. При помощи приспособления для сжатия колец вставить узлы поршень – шатун в соответствующие цилиндры.

Предупреждение

Углубление на дне поршня должно быть направлено в сторону топливного насоса.


5. Вдавить поршни вглубь цилиндров.
6. Установить шатунные вкладыши и крышки шатунов (соблюдая обозначения – см. рис. Обозначение взаимного расположения поршня, шатуна и его крышки), затянуть гайки болтов крепления крышек шатунов моментом 60 Нм.
7. Измерить момент сопротивления при вращении коленчатого вала при помощи динамометрического ключа.
8. Смазать маслом толкатели и вставить их в соответствии с обозначениям и в направляющие блока цилиндров двигателя.
9. Установить в блок цилиндров распредвал и промежуточную пластину вместе с новой прокладкой.
10. Установить привод системы газораспределения (см. подраздел 4.2.11.3.3) и кожух приводной цепи системы газораспределения вместе с новой прокладкой.
11. Смазать болты кожуха приводной цепи системы газораспределения герметизирующей пастой Frenetanch и затянуть их моментом 10 Нм.
12. Прикрепить к блоку цилиндров масляный насос так, чтобы конусное отверстие в корпусе насоса располагалось напротив отверстия с резьбой.
13. Затянуть моментом 22,5 Нм болт (с коническим окончанием) крепления масляного насоса.
14. Установить медную шайбу и затянуть гайку с заглушенным отверстием моментом 30 Нм.
15. Установить оригинальную регулировочную шайбу и осторожно затянуть пробку с резьбой.
16. Установить масляный поддон. Затянуть моментом 3 Нм сливную пробку с новой прокладкой.