3.2.1.13.5. Лямбда-регулировка

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Лямбда-регулировка в соединении с катализатором является самым действенным способом снижения количества вредных примесей в выхлопных газах бензинового двигателя.

Эффективность работы катализатора тройного действия оптимальна в том случае, если  двигатель работает в узкой области регулировки стехиометрических величин  (стехиометрия – наука о весовых отношениях) состава топливовоздушной смеси,  обозначаемой лямбда = 1. В дальнейшем критерий лямбда информирует о соотношении  между действительной величиной состава "топливовоздушной" смеси и  стехиометрической. Отсюда можно установить, присутствует ли в выхлопных газах  избыток свободного кислорода, что свидетельствует о бедной смеси. Керамический  материал лямбда-зонда проницаем для ионов кислорода при температуре не ниже 300° С.  Внешняя поверхность керамики находится в выхлопных газах, тогда как внутри  находится эталонный газ. Различие в концентрациях ионов кислорода образует сигнал,  пропорциональный содержанию кислорода в выхлопных газах. В УУ этот сигнал  используется для изменения продолжительности впрыскивания таким образом, чтобы  соотношение смеси неустанно колебалось около величины лямбда = 1 (0,98–1,02).  Вручную отрегулировать содержание СО (угарного газа) невозможно. Лямбда-зонд  (кислородный зонд) размещен в выхлопном трубопроводе недалеко от катализатора.  После запуска двигателя лямбда-зонд быстро прогревается и вступает в работу. В отсутствие сигнала с лямбда-зонда до момента его подключения УУ работает с  моделируемыми величинами. Собственная диагностика контролирует электрическую  часть лямбда-зонда, имеет ли сигнал соответствующие величины, или находится ли  регулировка лямбда в заданных параметрах.