3.2.1.4.4. Головка блока цилиндров, регулировка системы газораспределения

Система газораспределения

1 – зубчатый ремень привода системы газораспределения,
2 – шкив коленчатого вала,
3 – шкив промежуточного вала,
4 – натяжное устройство зубчатого ремня,
5– шкив распредвала,
6 – приводной зубчатый ремень топливного насоса,
7 – шкив топливного насоса,
8 – натяжное устройство приводного зубчатого ремня топливного насоса,
9 – средний шкив,
10 – распредвал,
11 – крышки подшипников распредвала,
12 – уплотнительное кольцо,
13 – вкладыши подшипников распредвала,
14 – пластина регулировки зазора клапана,
15 – толкатель,
16 – сухари,
17 – опорная чашка пружины клапана,
18 – пружина клапана,
19 – маслоотражательный колпачок,
20 – впускной клапан,
21 – выпускной клапан,
22 – седла клапанов

Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров


Установка системы газораспределения


1 – приспособление для установки распредвала,

2 – приспособление для установки топливного насоса,

3 – оправка для установки коленчатого вала в положение ВМТ,

4 – ролик натяжного устройства зубчатого ремня привода системы газораспределения

Расположение паза распредвала при установке головки блока цилиндров


Перед установкой головки следует убедиться в том, что паз на конце эксцентрика распредвала установлен горизонтально (параллельно нижней плоскости головки блока цилиндров), а большая по высоте часть эксцентрика направлена вверх.

Предупреждение

Поверхности прилегания прокладки блока цилиндров и головки должны быть гладкими, чистыми, без царапин и повреждений. Проверить состояние нижней поверхности головки блока цилиндров, эта поверхность не ремонтируется (не перешлифовывается).


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерить выступание поршней над верхней плоскостью блока цилиндров.
2. В зависимости от выступания поршней подобрать соответствующую толщину прокладки головки (см. подраздел 3.2.1.2.2).
3. Установить на блоке цилиндров прокладку головки так, чтобы сторона с надписью "TOP" была сверху.
4. Установить головку на блок цилиндров.
5. Вставить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров болты крепления.

Предупреждение

При установке головки блока цилиндров следует использовать новые болты крепления.


6. Затянуть болты крепления головки блока цилиндров соответствующим моментом (см. подраздел 3.2.1.2.9) в соответствующей последовательности (см. рис. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров).
7. В более поздних версиях двигателя 1,8 дм3 используются другой тип болтов крепления головки блока цилиндров, которые имеют резьбу М12 и головки типа Torx T70. Эти болты следует затягивать в той же последовательности, что и болты старого типа (см. рис. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров) следующими моментами:
      – 1 этап: 10 Нм;
      – 2 этап: 100 Нм;
      – 3 этап: отвинтить болт "1" на 180°;
      – 4 этап: затянуть болт "1" моментом 70 Нм;
      – 5 этап: затянуть болт "1" дополнительно на 120°.
      – 6 этап: затянуть вышеописанным способом (этапы 3–5) остальные болты, соблюдая правильную последовательность затягивания.
8. Завинтить в головку блока цилиндров свечи накаливания, затягивая их соответствующим моментом, и подсоединить их электрические провода.
9. Завинтить в головку блока цилиндров форсунки вместе с новыми шайбами термической изоляции, выпуклой стороной направленной к головке.
10. Установить задний правый кожух привода системы газораспределения с роликом натяжного устройства.
11. Установить задний левый кожух вместе со средним шкивом. Проверить, находится ли резиновое кольцо эластичного трубопровода в предусмотренном для него месте на кожухе.
12. Установить шкив распредвала и вставить приспособление (1) (см. рис. Установка системы газораспределения).
13. Проверить, касается ли коленчатый вал двигателя оправки (3) в положении ВМТ поршня 1-го цилиндра.
14. Установить новый зубчатый ремень привода системы газораспределения.
15. Натянуть зубчатый ремень привода системы газораспределения следующим образом. Ослабить болт крепления шкива к распредвалу, затем отвинтить на пол оборота болт ролика натяжного устройства. Ролик натяжного устройства под воздействием пружины переместится к зубчатому ремню привода системы газораспределения, и затем затяните все вышеназванные болты.
16. Извлечь все установочные приспособления.
17. Повернуть коленчатый вал на два полных оборота по направлению его рабочего вращения и установить его в положении, в котором вырез шкива топливного насоса находится в позиции "12 часов".
18. Повернуть коленчатый вал в обратном направлении и установить вырез шкива топливного насоса в позиции "11 часов".
19. В контрольное отверстие блока цилиндров завинтить оправку для установки поршня 1. цилиндра в ВМТ и осторожно вращать коленчатый вал двигателя (по направлению его рабочего вращения) до упора в установочную оправку.
20. Вставить установочное приспособление шкива распредвала в предусмотренное для него отверстие (см. рис. Установка системы газораспределения).
21. Отвинтить на один оборот болты крепления среднего шкива и ролика натяжного устройства; затем оттолкнуть отрезок зубчатого ремня с противоположной стороны ролика натяжного устройства в его направлении и отпустить ремень.
22. Затянуть все болты крепления.
23. Извлечь все установочные приспособления, затем завинтить пробку в контрольное отверстие установочной оправки в блоке цилиндров двигателя.
24. Установить кожух привода системы газораспределения.
25. Установить и натянуть клиновой ремень привода генератора.
26. Установить клиновой ремень привода насоса охлаждающей жидкости.
27. Подсоединить к блоку цилиндров двигателя возвратный маслопровод с турбокомпрессора.
28. Привинтить переднюю выпускную трубу.
29. Привинтить скобу выпускной трубы к поперечине коробки передач.
30. Установить новые прокладки и подсоединить трубопровода подачи масла к насосу и турбокомпрессору.
31. Подсоединить к впускному коллектору вакуумный трубопровод, привинченный к топливному насосу.
32. Проверить и в случае необходимости отрегулировать зазор клапанов.
33. Установить крышку головки блока цилиндров вместе с прокладкой.
Затем выполнить остальные действия в последовательности обратной по отношению к процессу снятия головки блока цилиндров, обращая внимание на:
      – соблюдение соответствующих моментов затягивания болтов и гаек;
      – установку новой прокладки крышки термостата;
      – удаление воздуха из топливной системы;
      – наполнение системы охлаждения и удаления воздуха из нее;
      – проверку герметичности всех соединений.