2.2.3.2. Снятие и установка головки блока цилиндров

Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров


Прокладка головки блока цилиндров

Красная стрелка указывает на номер детали, синяя – на вырезы, указывающие толщину прокладки.
 
Величина выступания поршня
Толщина прокладки, мм
Количество вырезов
Двигатель мощностью 45 л.с.
0,67 – 0,82
1,4
1
0,83 – 0,92
1,5
2
0,93 – 1,02
1,6
3
Двигатель мощностью 70 л.с.
0,81 – 0,86
1,5
2
0,91 – 1,02
1,6
3
Двигатели с гидротолкателями клапанов (с 09.1985 г.)
0,66 – 0,86
1,4
1
0,87 – 0,90
1,5
2
0,91 – 1,02
1,6
3

Двигатель снят с автомобиля

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять ремень привода генератора и верхнюю крышку привода распредвала (см. подраздел 2.2.3.1).
2. Снять крышку головки блока цилиндров.
3. Отсоединить токоведущую шину от свечей накаливания и вывернуть свечи.
4. Очистить бензином топливоприводы в местах крепления к топливному насосу высокого давления и к форсункам и снять их. Топливоприводы нельзя изгибать или изменять их форму.
5. Вывернуть форсунки.
6. Снять впускную трубу и выхлопной коллектор.
7. Установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ (см. подраздел 2.2.3.1).
8. Ослабить натяжение ремня привода распредвала и снять ремень с зубчатого колеса распредвала (см. подраздел 2.2.3.1).
Предупреждение

После того, как был снят ремень привода распредвала, нельзя поворачивать коленчатый, распределительный и промежуточный валы.


9. Если на двигателе установлены крышки, полностью закрывающие привод распредвала, нужно снять зубчатое колесо 15 (см. рис. Детали привода распределительного вала) топливного насоса, насос 13, кронштейн насоса 14, зубчатое колесо распредвала и заднюю крышку 21.
10. Специальным ключом отвернуть болты крепления головки блока цилиндров. Болты отворачивать равномерно в порядке, обратном указанному на рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.
11. Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока. Если головка блока «прикипела» к блоку, нельзя забивать между головкой и блоком отвертки или какой-либо инструмент, так как можно повредить поверхность головки. Нужно слегка постучать молотком через деревянную прокладку по головке блока.
12. После осмотра и замены поврежденных и изношенных деталей установку головки блока производят в обратной последовательности. При этом нужно заменить прокладки головки блока и крышки головки блока, а также болты крепления головки блока. В запасные части поставляют три прокладки головки блока, отличающиеся толщиной. Для того чтобы отличить прокладки, на них нанесен номер детали, а также сделаны один, два или три выреза, как показано на рис. Прокладка головки блока цилиндров. Толщина прокладки, которую нужно устанавливать на двигатель, определяется выступанием поршней над плоскостью блока цилиндров в ВМТ. Устанавливать нужно прокладку такой же толщины, как и у старой прокладки. Начиная с сентября 1995 г. устанавливается прокладка, у которой есть дополнительное отверстие диаметром 16 мм между 1-м и 2-м цилиндрами.
13. Если при измерении выступания поршней получатся разные величины, нужно подбирать прокладку по самой большой величине выступания поршня.
14. Для облегчения нормальной установки головки блока нужно изготовить направляющие штифты из старых болтов крепления головки блока. У двух болтов обрубить головки и прорезать шлиц под отвертку. Эти штифты ввернуть перед установкой головки в крайние отверстия блока со стороны впускной трубы.
15. Затянуть болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, в три этапа:
 – 1-й этап – 40 Н·м (4,0 кгс·м);
 – 2-й этап – 60 Н·м (6,0 кгс·м);
 – 3-й этап – затянуть далее на полоборота (180°).
16. После сборки запустить и прогреть двигатель (температура масла не ниже 50° С). Затянуть болты головки блока еще на четверть оборота (90°).
17. После пробега 1000 км еще раз затянуть болты головки блока на четверть оборота (90°) (кроме двигателей мод. 1V).

Двигатель установлен на автомобиле

При необходимости замены прокладки головки блока цилиндров, притирки клапанов, очистки нагара и т. д. можно снять головку блока, не снимая двигатель с автомобиля. Нельзя снимать головку на горячем двигателе (температура охлаждающей жидкости выше 40° С).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слить жидкость из системы охлаждения двигателя (см. подраздел 2.4.1).
3. Отсоединить шланги системы охлаждения от головки блока цилиндров.
4. Снять воздуховод от воздушного фильтра к впускной трубе или к турбокомпрессору.
5. Отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора.
6. Отсоединить электрические провода от клапана, перекрывающего подачу топлива, от свечей накаливания, датчика давления масла и датчика температуры охлаждающей жидкости.
7. Вывернуть свечи накаливания.
8. Очистить и отсоединить топливоприводы от форсунок и насоса высокого давления.
9. Вывернуть форсунки. Далее последовательность такая же, как при двигателе, снятом с автомобиля (см. выше).