4.2.7. Очистка и осмотр головки цилиндров и клапанов

При очистке головки цилиндров и компонентов клапанов, сопровождающейся детальным осмотром, Вам необходимо определиться, какая работа должна быть произведена с клапанной системой в процессе капитального ремонта двигателя.

В случае, если в процессе эксплуатации автомобиля допускался сильный перегрев двигателя, следует предположить, что головка цилиндров может оказаться искривленной - тщательно проверьте ее на предмет обнаружения признаков искривления.

Очистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Соскоблите с головки цилиндров следы старых прокладок и возможных отложений.
2. Счистите нагар с камер сгорания и зеркала цилиндров, затем тщательно промойте головку цилиндров в керосине или в другом подходящем растворителе.
3. Соскоблите сильные угольные отложения, которые могли образоваться на клапанах, затем с помощью корщетки удалите отложения со штоков и тарелок клапана.

Осмотр

Перед тем как решить, что требуется: механическая обработка или вмешательство специалистов по капитальному ремонту двигателя - удостоверьтесь, что проделали все процедуры по осмотру. Составьте список всех необходимых процедур, требующих внимания.

Головка цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно осмотрите головку на предмет обнаружения трещин, признаков утечек или других повреждений. В случае обнаружения трещин головка цилиндров должна быть заменена.

2. С помощью шаблона (металлической линейки и лезвия щупового измерителя) проверьте, не искривлена ли поверхность головки цилиндров. В случае обнаружения искривления оно может быть устранено с помощью механической обработки при условии, что высота головки цилиндров останется в допустимых Спецификациями пределах.

3. Осмотрите седла клапанов в каждой из камер сгорания. В случае обнаружения сильной точечной коррозии, трещин или прогаров, седла должны быть заменены или проточены специалистами по капитальному ремонту двигателя. В случае лишь незначительной точечной коррозии она может быть удалена путем притирания тарелок клапанов и седел с помощью тонкого абразива для притирки клапанов, как описано ниже. Обратите внимание, что выпускные клапаны имеют каленое покрытие, и хотя они могут быть притерты с помощью пасты, не должны подвергаться механической обработке.
4. Осмотрите направляющие втулки клапанов на предмет обнаружения износа путем установки соответствующего клапана и проверки наличия бокового люфта путем покачивание клапана из стороны в сторону. Допустим лишь очень незначительный люфт. В случае, если люфт слишком велик, извлеките клапан. Измерьте диаметр штока клапана (см. ниже), и замените клапан в случае, если он изношен. В случае, если шток клапана не изношен, износ должен быть внутри направляющей втулки. В этом случае должна быть заменена направляющая втулка. Замену направляющих втулок клапанов лучше всего производить в представительствах фирмы SAAB или в мастерской, специализирующейся на капитальном ремонте двигателей - там имеется необходимое оборудование и инструменты.

Клапаны

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Осмотрите тарелку каждого клапана на предмет обнаружения точечной коррозии, прогаров, трещин и общего износа. Осмотрите штоки клапанов на предмет обнаружения царапин и износа краев. Повращайте клапан на плоской поверхности с целью обнаружения наличия искривлений. Проверьте, нет ли коррозии и чрезмерного износа на кончике штока каждого клапана. В случае обнаружения повреждений или износа, замените клапан.

2. Если на данной стадии состояние клапана кажется удовлетворительным, измерьте диаметр штока клапана в нескольких точках с помощью микрометра. Наличие расхождений между различными измерениями указывает на износ штока клапана. В этом случае клапан должен быть заменен.

3. Если клапаны оказались в хорошем состоянии, они должны быть опущены на свои седла с целью проверки их гладкости и газонепроницаемости. Если седла имеют признаки лишь легкой точечной коррозии или были проточены, то им необходима лишь обработка с помощью тонкой притирочной пасты. Грубая притирочная паста не должна использоваться для притирки клапанов, разве что седло слишком сильно прогорело или имеет глубокую раковину. В случае обнаружения признаков таких повреждений головка цилиндров и клапаны должны быть предоставлены для осмотра специалистам, которые решат, достаточно ли проточки седла или требуется замена клапана с установкой нового седла клапана (если возможно).
4. Притирка клапанов производится следующим образом. Установите головку цилиндров вверх ногами на верстак.
5. Смажьте поверхность седла клапана притирочной пастой требуемого сорта и прижмите присасывающийся притирочный инструмент к тарелке клапана. С помощью возвратно-вращательных движений притрите головку клапана к седлу, периодически приподнимая клапан для перераспределения притирочной пасты. Для облегчения этой операции под головку клапана может быть помещена легкая пружина.
6. При использовании грубой притирочной пасты следует производить притирку только до появления ровной матовой поверхности, как на седле клапана, так и на клапане, затем паста должна быть удалена и процесс повторен с тонкой пастой. Процедура протирки считается законченной при образовании гладкого неразрывного кольца светло-серого матового окраса на поверхности клапана и на поверхности седла клапана. Не производите притирку дольше, чем это необходимо - это может привести к преждевременному износу.
7. После окончания притирки всех клапанов тщательно смойте следы притирочной пасты с помощью керосина или другого подходящего растворителя перед тем, как приступить к сборке головки цилиндров.

8. Для проверки правильности работы гидравлических толкателей клапанов необходимо произвести измерение расстояния от торцов штоков клапанов до поверхности подшипников распредвала. Полученная величина должна лежать в определенных пределах. Данная процедура может быть произведена с помощью специального измерительного инструмента, имеющегося в распоряжении представительств фирм SAAB, однако альтернативно такое измерение может быть произведено с помощью стальной линейки или прямого шаблона. Путем установки каждого клапана в его направляющую втулку по очереди и измерения расстояния между торцом штока клапана и поверхностью подшипника распредвала, удостоверьтесь, что полученные значения лежит в пределах, установленных Спецификациями.

9. Если измеренная величина лежит вне пределов, установленных Спецификациями, должна быть произведена регулировка положения концов штоков клапана или высоты седел клапанов. В случае превышения нижнего предела, длина штока клапана должна быть уменьшена, в случае превышения максимально допустимого значения должно быть обработано седло клапана. Обратитесь за советом в представительство фирмы SAAB или к специалисту по восстановлению двигателей.

Компоненты клапанной системы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Осмотрите клапанные пружины на предмет обнаружения повреждений, изменение цвета, а также измерьте их свободную длину.

2. Установите каждую пружину на плоскую поверхность и проверьте перпендикулярность. В случае, если какая либо из пружин оказалась ниже минимально допустимой свободной длины или имеет повреждение, изогнутость или потерю упругости, пружины должны быть заменены в комплекте.
3. Вне зависимости от их состояния приобретите новые маслоотражательные колпачки штоков клапанов.