4.2.18. Установка на место коленвала и измерение радиального зазора коренных подшипников

Выбор новых вкладышей подшипников

Классификация вкладышей коренных подшипников осуществляется по их толщине (обратитесь к Разделу Осмотр коренных подшипников и подшипников нижней головки шатуна). Обратите внимание, что для размеров 2-го ремонта возможно смешивать различные утолщения вкладышей для достижения правильного радиального зазора. Начинайте процедуру с двух наиболее тонких вкладышей, затем в случае, если зазор слишком велик, установите 1 толстый вкладыш и 1 тонкий и вновь измерьте зазор. Если зазор вновь оказался слишком велик, установите 2 толстых вкладыша.

Измерение радиального зазора коренных подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Зачистите спинки вкладышей подшипников и их постели в блоке цилиндров и в крышках коренных подшипников.
2. Вставьте вкладыши подшипников на свои места, удостоверьтесь, что выступ на каждом вкладыше совпал с зарубкой в блоке цилиндров или в крышке коренного подшипника. Старайтесь не прикасаться к рабочей поверхности вкладышей пальцами.
3. Радиальный зазор может быть измерен двумя методами.
4. Первый метод (который является более трудно осуществимым, так как требует применения набора внутренних микрометров или внутреннего / наружного расширяющегося штангенциркуля) предполагает установку крышек коренных подшипников в блок цилиндров / картер с установленными в них вкладышами. После затягивания крепежных болтов с требуемым усилием производится измерение внутреннего диаметра каждой пары вкладышей подшипников (коленвал при этом не нужно устанавливать). После измерения диаметра каждой соответствующей шейки коленвала для получения радиального зазора необходимо вычесть из первого результата второй.
5. Второй (более точный метод) предполагает использовать продукт, именуемый пластичным измерителем (Plastigauge). Измеритель представляет собой тонкую пластичную нить абсолютно круглого сечения, которая раздавливается между вкладышем подшипника и шейкой коленвала. После снятия крышки и вкладыша ширина раздавленной нити может быть измерена с применением специальной шкалы, нанесенной на упаковку набора. Зазор определяется по ширине раздавленной нити измерителя. Измерительный набор может быть приобретен в представительстве фирмы Saab или в мастерской по ремонту автомобилей. При пользовании пластичным измерителем следует действовать, описанным ниже образом.
6. После установки на место верхних вкладышей коренных подшипников осторожно установите на место коленвал. Не применяйте на этой стадии никаких смазок; подшипниковые шейки коленвала и поверхности вкладышей подшипников должны быть абсолютно чистыми и сухими.
7. Нарежьте несколько кусочков пластичной нити требуемого размера (длина каждого отрезка должна быть слегка меньше ширины коренного подшипника), и уложить каждый отрезок на соответствующую шейку коленвала соосно с шейкой. Отрезок пластичной нити должен быть уложен приблизительно на 6 мм в одну из сторон от центральной линии шейки.
8. После установки на место нижних вкладышей коренных подшипников установите на место крышки коренных подшипников и затяните болты в прогрессирующем порядке с требуемым усилием. Будьте осторожны, не сдвиньте при этом нить измерителя и не проверните коленвал в течение процедуры измерения.
9. Отдайте болты и снимите крышки коренных подшипников, соблюдая при этом крайнюю осторожность, чтобы не нарушить раздавленные нити измерителя или не провернуть коленвал.
10. Сравните ширину раздавленной пластичной нити на каждой шейке со шкалой, напечатанной на упаковке набора. Измеренная величина показывает величину зазора в подшипнике. Сравните величину измеренного зазора со значениями, приведенными в Спецификациях в начале данной Главы.
11. Если зазор значительно отличается от ожидаемого, то вкладыши подшипников могут оказаться неправильного размера (или чрезмерно изношенными, если устанавливаются старые вкладыши). Перед тем, как прийти к решению, что надо устанавливать вкладыши другого размера, еще раз удостоверьтесь, что при измерении на шейку коленвала и на вкладыши не попала грязь или масло. Если раздавленная пластичная нить измерителя шире с одного конца, чем с другого, то это указывает на наличие конусности шейки коленвала.
12. В случае, если величина зазора лежит вне установленных Спецификациями пределов, подберите толщину вкладышей для обеспечения требуемого зазора. При расчете требуемого зазора помните, что всегда лучше ошибиться в сторону установленной Спецификациями нижней границы, так как в процессе изнашивания вкладыша толщина зазора увеличится.
13. Если необходимо, установите вкладыши требуемого размера и повторите процедуру измерения зазора в подшипнике.
14. В заключение осторожно соскоблите раздавленную нить пластичного измерителя с шеек коленвала и вкладышей подшипников. Для этого воспользуйтесь ногтем или деревянным или пластиковым скребком, которые не могут повредить поверхность подшипника.

Окончательная установка коленвала

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вновь осторожно выньте коленвал из блока цилиндров. На двигателях В204 и В234 установите на место ротор датчика положения коленвала, (если снимали) и затяните винты.
2. С помощью густой смазки закрепите верхние упорные шайбы с каждой стороны верхней постели центрального коренного подшипника; удостоверьтесь, что масляные каналы на каждой упорной шайбе смотрят наружу (от блока цилиндров).
3. Установите на место вкладыши крышек коренных подшипников, как описано выше. В случае установки новых вкладышей удостоверьтесь, что с них сняты все следы защитной смазки с использованием керосина или другого подходящего растворителя. Насухо протрите вкладыши и шатуны чистой, не ворсящейся ветошью. Слегка смажьте каждый вкладыш в блоке цилиндров / картере чистым двигательным маслом.
4. Опустите на место коленвал так, чтобы кривошипы 2-го и 3-его цилиндров оказались в положении верхней мертвой точки (ВМТ). При этом кривошипы 1-го и 4-го цилиндров окажутся в нижней мертвой точке (НМТ), приготовьтесь к установке на место 1-го поршня. Измерьте продольный люфт коленвала (см. Раздел Осмотр коленвала).
5. Смажьте вкладыши в крышках коренных подшипников чистым двигательным маслом. Удостоверьтесь, что установочные выступы на вкладышах совместились с соответствующими углублениями в крышках.
6. Установите крышки коренных подшипников на свои места, следя за тем, чтобы они были установлены правильным образом (углубления под выступы вкладышей подшипников в блоке и в крышках должны оказаться на одной и той же стороне подшипника). Свободно вставьте крепежные болты.
7. В прогрессирующем порядке затяните болты крышек коренных подшипников с требуемым усилием с помощью динамометрического ключа.
8. Удостоверьтесь, что коленвал вращается свободно.
9. Установите поршни с шатунами в сборе, как описано в Разделе Установка на место сборок поршней с шатунами и измерение зазора в подшипнике нижней головки шатуна.
10. Перед установкой кожуха заднего сальника коленвала установите в кожух новый сальник (см. Часть Ремонт двигателя без извлечения его из автомобиля).
11. Для установки сальника в кожух воспользуйтесь киянкой и деревянным бруском, или сальник может быть вставлен в тисках с использованием деревянного бруска.
12. Нанесите подходящий герметик на контактные поверхности кожуха заднего сальника коленвала, затем небольшим количеством масла смажьте губки сальника и, там, где необходимо, установите направляющие втулки. Установите кожух на задней части блока цилиндров.
13. Во избежание повреждения сальника при надевании его на коленвал изготовьте из пластикового контейнера направляющую или оберните конец коленвала липкой лентой.
14. После установки кожуха на свое место снимите направляющую или липкую ленту, затем вставьте болты и затяните их с требуемым усилием.
15. Установите на место маховик / приводной диск, маслозаборник / фильтр / подающую трубку и поддон картера (см. Часть Ремонт двигателя без извлечения его из автомобиля данной Главы).
16. Там, где снимали, установите на место головку блока цилиндров (см. Часть Ремонт двигателя без извлечения его из автомобиля).
17. Установите распределительную цепь и звездочку (см. Часть Ремонт двигателя без извлечения его из автомобиля данной Главы).