4.1.8. Снятие, осмотр и установка распредвала (распредвалов) и гидравлических толкателей клапанов

Описанная ниже процедура снятия и установки на место распредвалов и гидравлических толкателей предполагает, что головка цилиндров не снимается с двигателя. В случае, если по каким либо другим причинам требуется снятие головки цилиндров, то работа может быть произведена на верстаке, в этом случае следует начинать работу, с процедуры, описанной в §12 после снятия головки цилиндров.

Снятие

Во внутренних болтах крышек подшипников распредвалов (указано стрелкой) имеются отверстия для подачи масла в гидравлические толкатели клапанов


Местоположение (указано стрелками) внутренних болтов крышек подшипников распредвалов, имеющих в себе сверления для подачи масла (болты имеют черные головки)


Гидравлический толкатель, извлеченный из головки цилиндра. После извлечения толкатель должен быть помещен в масляную ванну


 СНЯТИЕ

1. Откройте капот и очистите двигатель вокруг головки цилиндров.
2. Взведите ручной тормоз и поддомкратьте автомобиль спереди и сзади, установив его на осевые подпорки (обратитесь к Разделу Поддомкрачивание, буксировка и смена колес). Снимите правое переднее колесо.
3. Отдайте болты и извлеките молдинг переднего колеса и локер арки колеса из-под правого переднего крыла.
4. Отсоедините отрицательный провод батареи, убрав провод подальше от клеммы батареи.
5. Отсоедините шланг сапуна картера (и там, где имеется, шланг блока вакуумного управления), и сдвиньте их в сторону.
6. Отдайте винты и снимите смотровую крышку или блок зажигания системы прямого зажигания с центральной части крышки головки цилиндров (при необходимости см. Главу Системы запуска и заряда).
7. Там, где имеются, отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания.
8. Там, где имеется, снимите распределитель (см. Главу Системы запуска и заряда) и уберите его в сторону.
9. Отболтите и снимите крышку головки цилиндров, также снимите специально расщепленные резиновые пробки или комбинированное кольцо. Если крышка прикипела, легонько похлопайте по ней ладонью для освобождения.
10. С помощью торцевого ключа, надетого на болт шкив коленвала, проверните двигатель до тех пор, пока метка верхней мертвой точки (ВМТ) маховика / приводного диска не совпадет с распределительной меткой на корпусе трансмиссии и поршень N1 (ближайший к распределительной цепи) не окажется в верхней точке такта сжатия. На поздних моделях совместите выемку на шкиве коленвала с меткой шкалы на крышке распределительной цепи. При необходимости дополнительную информацию см. в Разделе Положение верхней мертвой точки (ВМТ) 1-го поршня. Удостоверьтесь также, что метки верхней мертвой точки на концах распредвалов, на которые одеваются звездочки, совпали с соответствующими метками верхней мертвой точки на крышках подшипников распредвалов.
11. Отвинтите и снимите натяжитель распределительной цепи с задней части головки цилиндров.
12. Удерживая каждый распредвал стационарно от вращения с помощью гаечного ключа, надетого на специальные фаски на концах распредвалов обращенных к маховику / приводному диску, отдайте болты и снимите звездочки, оставив их в направляющих распределительной цепи. Обратите внимание, что на звездочках имеются выступы, которые совмещаются с выемками на концах распредвалов. Распределительная цепь не может быть снята со звездочки коленвала, так как под звездочкой расположена направляющая.
13. На двигателях В202 вплоть до номера J082586, снимите с крышек подшипников распредвалов маслоподающие трубки; предварительно произведите маркировку трубок с целью не перепутать их при установке на место.

14. Удостоверьтесь, что на крышках подшипников распредвалов и на распредвалах, имеются идентификационные установочные метки. На крышках подшипников проштампованы цифры от “1” до “5”, на впускном распредвале и от “6” до “10” на выпускном распредвале — не перепутайте эти метки с литыми метками на каждой крышке. Впускной распредвал промаркирован голубой и оранжевой краской, а также буквой “G” на вращающейся поверхности позади шейки переднего подшипника. Выпускной распредвал промаркирован зеленой краской и имеет букву “A” на вращающейся поверхности позади шейки переднего подшипника.

15. В прогрессирующем порядке отвинтите болты крышек подшипников так, чтобы крышки не подвергались чрезмерному давлению клапанных пружин. Полностью снимите болты и снимите крышки подшипников, затем извлеките распредвалы из головки цилиндров. Обратите внимание, что внутренние болты крышек подшипников (за исключением конца валов, обращенных к распределительной цепи) имеют головки черного цвета и внутренние сверления для подачи масла в гидравлические толкатели клапанов; всегда проверяйте при установке правильность расположения болтов. Удостоверьтесь в наличии идентификационных установочных меток на распредвалах, при необходимости произведите дополнительную маркировку.

16. Приготовьте 16 маленьких чистых пластиковых контейнеров и пронумеруйте их с 1 по 8 с индексом I (впускной) и с 1 по 8 с индексом Е (выпускной). Альтернативно можно воспользоваться большой емкостью, разделенной на 16 отделений, промаркированных аналогичным образом. С помощью резинового отсоса (клизмы) или магнита извлеките по очереди каждый гидравлический толкатель и поместите его в соответствующий контейнер (отделение контейнера). Не перепутайте толкатели. Во избежание стекания масла налейте в каждую емкость чистого масла так, чтобы оно полностью скрывало толкатели.

Осмотр

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Осмотрите подшипниковые поверхности распредвалов и кулачки на предмет обнаружения износа краев или царапин. В случае обнаружения такого рода повреждений замените распредвал. Осмотрите состояние шеек подшипников, которые устанавливаются в распредвал, в крышках подшипников распредвалов и в блоке головки цилиндров. В случае обнаружения повреждения и износа поверхностей подшипников необходимо заменить головку цилиндров. Если в Вашем распоряжении имеется измерительное оборудование, то может быть произведено измерение величины износа шеек подшипников распредвалов путем прямого измерения и сравнения полученной величины со значениями, приведенными в Спецификациях в начале данной Главы.
2. Продольный люфт распредвалов может быть измерен путем установки каждого распредвала в головку цилиндров, установки на место звездочек распредвалов и введения лезвия щупового измерителя между плечиками на переднем конце распредвала и поверхностью переднегоподшипника в головке цилиндров.
3. Осмотрите поверхности гидравлических толкателей и зеркало их гнезд в головке цилиндров, на предмет обнаружения износа, царапин и точечной коррозии. Часто при работе двигателя можно зафиксировать чрезмерный шум, издаваемый гидравлическими толкателями, указывающий на необходимость их замены. На извлеченном из головки цилиндров толкателе непросто обнаружить механические повреждения; при появлении каких либо сомнений следует произвести замену всего комплекта гидравлических толкателей.
4. Очистите внутренние сверления в полых болтах крышек подшипников распредвалов для обеспечения бесперебойной подачи масла к гидравлическим толкателям.

Установка на место

 УСТАНОВКА

1. Смажьте зеркала гнезд гидравлических толкателей в головке цилиндров и сами толкатели, затем установите толкатели на свои места.

2. Смажьте подшипниковые поверхности распредвалов головки цилиндров.
3. Установите распредвалы в свои правильные положения в головке цилиндров так, чтобы клапаны первого цилиндра (ближайшего к распределительной цепи) оказались закрытыми, а клапаны 4-го цилиндра — перекрывались. Распределительные метки на концах распредвалов, на которые надеваются звездочки, должны смотреть вверх.

4. Смажьте поверхности подшипников в крышках и оденьте крышки в свои первоначальные положения, вставьте крепежные болты. Удостоверьтесь, что маслоподающие болты находятся в своих правильных положениях. В прогрессивном порядке затяните болты с требуемым усилием.
5. На двигателях В202 вплоть до N J082586 установите маслоподающие трубки на крышке подшипников распредвалов в свои первоначальные положения.
6. Удостоверьтесь, что каждый распредвал находится в положении верхней мертвой точки — распределительные метки находятся на передних концах распредвалов и должны совпасть с метками на крышках подшипников.
7. Удостоверьтесь, что нулевая метка верхней мертвой точки на маховике / приводном диске все еще совпадает с распределительной меткой на корпусе трансмиссии. На поздних моделях удостоверьтесь, что прорезь верхней мертвой точки в шкиве коленвала совпадает с меткой распределительной шкалы на крышке распределительной цепи.
8. Установите на распредвалы звездочки, сперва выпускную, а затем впускную. На этой стадии не затягивайте полностью крепежные болты. Удостоверьтесь, что распределительная цепь правильно расположилась в направляющих и на звездочках.
9. Установите на место натяжитель распределительной цепи (обратитесь к Разделу Снятие, осмотр и установка на место распределительной цепи и звездочек).
10. С помощью торцевого ключа, надетого на болт шкива коленвала проверните двигатель на 2 полных оборота по часовой стрелке и вновь проверьте правильность совпадения распределительных меток верхних мертвых точек.
11. Полностью затяните крепежные болты звездочек распредвалов с требуемым усилием, удерживая при этом валы стационарно с помощью гаечного ключа, надетого на лыски на задней стороне валов.
12. Зачистите контактные поверхности крышки головки цилиндров и блока головки цилиндров. На ранних моделях установите специальные расщепленные резиновые пробки в блок головки цилиндров, затем нанесите 4-мм подушку силиконового герметика по углам головки и на резиновые пробки. На поздних моделях установите резиновое кольцо, в специальную канавку в крышке головки цилиндров.
13. Установите крышку головки цилиндров и вставьте крепежные болты. Затяните болты в прогрессирующем порядке с требуемым усилием, начиная с болта на обращенной к маховику / приводному диску стороне головки цилиндров и центрального болта на конце, обращенной к распределительной цепи.
14. Там, где имеется, проверьте совпадение бегунка распределителя с распределительной меткой, затем установите распределитель и крышку распределителя в соответствии с инструкциями, приведенными в Главе Системы запуска и заряда. Удостоверьтесь, что вакуумный шланг установлен правильно.
15. Там, где имеются, подсоедините высоковольтные провода к свечам зажигания.
16. Установите на место смотровую крышку, или блок зажигания в системе прямого зажигания, в центр крышки головки цилиндров и затяните крепежные болты.
17. Подсоедините на место шланг сапуна картера.
18. Установите на место молдинг переднего крыла и локер арки под правым передним крылом, затяните болты.
19. Установите на место правое переднее колесо и опустите автомобиль на землю.
20. Подсоедините отрицательный провод батареи.