4.7.10. Чистка и проверка состояния блока цилиндров

Чистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите с блока все установленные снаружи компоненты и датчики.
  2. Упершись тупой выколоткой в край выжимной пробки, разверните ее в своем посадочном гнезде под 90 град. После того как все пробки будут развернуты, их достаточно просто будет извлечь из двигателя при помощи щипцов.
  3. Соскоблите с сопрягаемой поверхности блока все следы материала старой прокладки, - постарайтесь не оставлять царапин и задиров.
  4. Выверните все резьбовые заглушки масляных галерей. Заглушки могут оказаться затянутыми очень туго, вплоть до того, что их придется высверливать с последующим восстановлением резьбы в блоке. При сборке заглушки подлежат замене.
  5. На дизельных двигателях снимите распылители подачи масла на поршни. Распылители запрессованы в блок и их снятие может быть произведено только с применением специального приспособления

Распылители запрессованы в посадочные гнезда в теле блока

  1. Снимите с блока крышки всех коренных подшипников и извлеките из своих постелей вкладыши последних. Сразу же пометьте извлеченные вкладыши при помощи скотча на принадлежность своему подшипнику и постели в нем (блок или крышка), затем отложите их в сторону.
  2. При сильном внешнем загрязнении двигателя следует доставить его в мастерскую автосервиса для проведения паровой или термической обработки.
  3. После возврата блока из мастерской еще раз тщательно прочистите все масляные отверстия и галереи - для этой цели выпускаются специальные цилиндрические щетки особой формы (спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров). Промойте полости и каналы теплой водой, - продолжайте промывку до тех пор, пока с противоположной стороны блока не начнет вытекать чистая вода. Тщательно просушите блок, затем слегка смажьте все проточенные поверхности жидким маслом для защиты их от коррозии. При наличии доступа к источнику сжатого воздуха воспользуйтесь им для ускорения процесса сушки блока и продувки труднодоступных полостей и каналов.

При работе со сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!

  1. При сильном загрязнении или зашлаковывании блока следует прибегнуть к щеточной чистке горячей водой с мылом. Не следует пытаться сэкономить время за счет пренебрежения тщательностью чистки блока. Вне зависимости от выбранного способа, проследите за тщательностью прочистки труднодоступных полостей, каналов и отверстий. В заключение просушите блок и смажьте проточенные поверхности жидким маслом для защиты их от коррозии.
  2. Прогоните все резьбовые отверстия в блоке метчиком соответствующего размера с целью обеспечения гарантии соответствия показаний индикатора динамометрического ключа реально развиваемым усилиям затягивания крепежа при сборке двигателя. По возможности, продуйте затем прогнанные метчиком отверстия сжатым воздухом, удалив из них весь мелкий мусор и стружку. Закончив обработку отверстий, пройдитесь лежкой по резьбовой части болтов крепления крышек подшипников и головки цилиндров.
  3. Установите на место крышки коренных подшипников, от руки затянув их крепеж.
  4. Смажьте уплотнительные поверхности новых выжимных пробок герметиком типа Permatex No 1 и установите их на свои штатные места в блоке. Проследите за перпендикулярностью посадки пробок, - правильнее всего будет воспользоваться специальной цилиндрической оправкой, однако ее вполне может заменить торцевая головка подходящего размера, которая должна упираться только во внутреннюю часть торцевой поверхности пробки (не в буртик!).
  5. Смажьте незатвердевающим герметиком типа Permatex No 2 резьбовую часть новых заглушек масляных галерей (альтернативно обмотайте их лентой ФУМ). Вверните заглушки на свои штатные места и затяните как можно прочнее.
  6. На дизельных двигателях запрессуйте на свои места распылители подачи масла на поршни.
  7. Если не собираетесь сразу же приступать к сборке двигателя, поместите блок в большой полиэтиленовый пакет для защиты его загрязнения.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Предварительно блок должен быть самым тщательным образом очищен (см. Раздел Снятие коленчатого вала). Произведите внешний осмотр блока на предмет выявления следов коррозии, трещин и прочих повреждений. Проверьте состояние резьбовых отверстий. Разумно будет также произвести тестирование блока на наличие скрытых трещин в условиях мастерской автосервиса с применением специального диагностического оборудования. В случае выявления дефектов блок подлежит восстановительному ремонту или замене.
  2. Проверьте состояние зеркал цилиндров.
  3. Оцените величины имеющих место конусности и овальности цилиндров:
    1. Измерьте диаметр каждого из цилиндров в верхнем (непосредственно под границей ступенчатого износа), центральном и нижнем сечениях в плоскости параллельной оси коленчатого вала
    2. Теперь измерьте диаметры на тех же трех уровнях, но в плоскости, перпендикулярной оси блока;
    3. Величину конусности цилиндра определяет разница между результатами измерений в верхнем и нижнем сечениях. Овальностью (в данном сечении цилиндра) называется разница диаметров, измеренных в параллельной и перпендикулярной оси коленчатого вала плоскостях.

Диаметр цилиндра измеряется в трех сечениях

А — Под границей ступенчатого износа
В — В средней части
С — В нижней части
  1. Сравните результаты проверки с требованиями Спецификаций в Главе Двигатели. Действуя в описанной манере, поочередно проверьте все цилиндры.

Помните, что существует несколько групп стандартных диаметров цилиндров, разрешающих различные производственные допуски. Маркировка размерной группы обычно наносится на верхний срез блока цилиндров.

  1. При выявлении заметных дефектов или отклонении результатов измерений от нормативных требований, блок цилиндров подлежит восстановительной механической обработке в условиях мастерской автосервиса. Если в процессе восстановительного ремонта была произведена расточка цилиндров, двигатель должен быть укомплектован новыми поршнями ремонтного (с превышением) размера.
  2. Если состояние зеркал цилиндров в ходе выполнения проверки найдено удовлетворительным при одновременном соблюдении нормативных требований к форме цилиндров и зазорам посадки в них поршней (см. Раздел Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы), необходимость в проточке цилиндров отпадает, - достаточно будет лишь выполнить хонингование их зеркал (см. Раздел Хонингование зеркал цилиндров).
  3. Проверьте плоскостность сопрягаемой с головкой поверхности блока, - проверка производится в манере, аналогичной описанной для сопрягаемых поверхностей головки цилиндров (см. Раздел Чистка и проверка состояния головки цилиндров). Сравните результат измерений с требованиями Спецификаций в Главе Двигатели, в случае необходимости отдайте блок в проточку.