2.6.5. Сборка поршней и шатунов

Поршень и шатун после разборки
Рис. 54. Поршень и шатун после разборки: 1 — поршневые кольца; 2 — стопорные кольца поршневого пальца; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — шатун; 6 — подшипниковая втулка в верхней головке шатуна; 7 — болты крепления крышки шатунного подшипника; 8 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 9 — нижний вкладыш шатунного подшипника; 10 — крышка шатунного подшипника




На рис. 54 показаны отдельные детали поршня с шатуном. При их сборке и установке необходимо выполнить следующие операции:
- перед сборкой внимательно осмотреть поверхности поршней (в том случае, если устанавливаются новые поршни). Проверить диаметры, размерные группы и две последние цифры по каталогу запасных частей, которые должны обозначаться на поршнях и соответствовать установочным требованиям;
- при замене шатунов обращать внимание на нижние части крышек подшипников, где могут быть накернены одна либо две точечные метки, которые определяют размерную группу вкладышей подшипников;

Поршень с шатуном в сборе
Рис. 63. Поршень с шатуном в сборе




- смазать поршневой палец и запрессовать его в отверстия бобышек поршня и втулки шатуна подходящей по диаметру оправкой. Установить с обеих сторон стопорные кольца поршневого пальца, убедившись, что они хорошо сели в свои канавки. Устанавливать поршень с шатуном в двигатель следует таким образом, чтобы стрелка 1 (рис. 63) на днище поршня указывала на переднюю часть двигателя, а направляющие лепестки 2 вкладышей шатунных подшипников были расположены с левой стороны двигателя;
- убедиться в том, что после сборки поршень свободно поворачивается в обе стороны на поршневом пальце;

Поршневые кольца в разрезе
Рис. 64. Поршневые кольца в разрезе: 1 — составное маслосъемное кольцо с расширителем (рабочая поверхность хромирована); 2 — нижнее компрессионное кольцо с сечением в виде трапеции; 3 — верхнее компрессионное кольцо квадратного сечения (контактная поверхность асимметрично прошлифована и хромирована)




- с помощью щипцов для поршневых колец установить кольца на поршень, обращая особое внимание на правильную последовательность их установки. Компрессионные кольца можно легко перепутать местами, поэтому обратите внимание на их сечения и расположение на поршне. На рис. 64 показаны сечения колец и порядок их расположения.