2.6. Проверка и обслуживание аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея предназначена для пуска двигателя и питания потребителей при неработающем двигателе, когда генератор не вырабатывает электроэнергию.
Для обслуживания аккумуляторной батареи необходимы средства защиты глаз и рук, сода, технический вазелин, съемник провода с клеммы аккумуляторной батареи и инструмент для очистки проводов и клемм. Если батарея имеет пробки в банках, для измерения плотности электролита потребуется ареометр.
На автомобиле может быть установлена необслуживаемая аккумуляторная батарея, обслуживание которой сводится к поддержанию в чистоте корпуса и клемм. В таких батареях отсутствует сурьма, оказывающая вредное воздействие на пластины, а в крышке корпуса установлен сепаратор, впитывающий пары электролита и затем возвращающий его в банки батареи, в результате чего исключается испарение воды, приводящее к уменьшению уровня электролита. Вследствие поддержания стабильного уровня электролита срок эксплуатации аккумуляторной батареи существенно увеличивается.
В случае использования необслуживаемой аккумуляторной батареи состояние батареи можно проверить только вольтметром.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Со стороны боковых вентиляционных отверстий необслуживаемой батареи в незначительных количествах выделяется водород, поэтому нельзя держать батарею вблизи источников открытого огня, искр, запрещается курить.

Необходимо периодически проверять состояние корпуса или крышки аккумуляторной батареи на отсутствие повреждений.
Проверьте надежность крепления зажимов проводов, подсоединенных к клеммам аккумуляторной батареи, чтобы обеспечить хорошие контакты, а также проверьте все провода на отсутствие трещин и потертостей.
Если имеются очевидные следы коррозии в виде белых отложений, то нужно снять зажимы проводов с клемм, почистить их вместе с клеммами батареи и установить  на место. Коррозию можно свести к минимуму путем нанесения слоя густого масла или смазочного материала на зажимы проводов и клеммы после их установки.
Проверьте, чтобы не был поврежден защитный резиновый колпачок положительной клеммы (если он есть). Колпачок должен полностью закрывать клемму.
Убедитесь, что держатель аккумуляторной батареи в хорошем состоянии и зажимные болты надежно затянуты. Если аккумуляторная батарея снята с держателя, при его установке убедитесь, что на основании держателя не лежат посторонние предметы. При затяжке зажимных болтов не перетягивайте их.
Места коррозии держателя, корпуса аккумуляторной батареи и окружающих поверхностей необходимо обработать водным раствором соды, но соблюдайте осторожность – раствор не должен попасть в глаза, на кожу или одежду. Обязательно используйте защитные перчатки. Промойте все обработанные участки чистой водой.
Все металлические поверхности автомобиля, поврежденные коррозией, должны быть покрыты грунтом на основе цинка, а затем окрашены.
Необходимо периодически проверять плотность электролита в аккумуляторной батарее, чтобы определить нагрузочную способность батареи. Выверните пробки из банок аккумуляторной батареи. Наберите в ареометр такое количество электролита, чтобы измерительный поплавок свободно плавал в ней. По шкале на поплавке определите плотность. Цифры на шкале означают следующее: 1,260 г/см3 – аккумуляторная батарея полностью заряжена; 1,160 г/см3 – аккумуляторная батарея заряжена наполовину; 1,060 г/см3 – аккумуляторная батарея разряжена.
При одинаково низкой плотности электролита во всех банках аккумуляторной батареи зарядите батарею. Если разряжена только одна банка аккумуляторной батареи, значит, аккумуляторная батарея неисправна – проверьте ее в мастерской.