2.26. Регулировка и замена подшипников задних колес

Проверка
На поднятом и надежно закрепленном на подставках автомобиле быстро проверните задние колеса и проверьте отсутствие шума в подшипниках, сопротивление повороту и люфт. Возьмите заднее колесо руками в положении «6 часов» и попытайтесь покачать его в вертикальной плоскости, при этом допустимый люфт составляет не более 0,5 мм. Если люфт большой, необходимо проверить и отрегулировать или заменить подшипники колеса.
Для обслуживания подшипников передних колес требуется разборка передней ступицы, подшипники задних колес можно заменить при текущем техническом обслуживании.

Замена
Поднимите заднюю часть автомобиля и закрепите на подставках.
Снимите колеса и опустите рычаг стояночного тормоза.
С помощью зубила и молотка снимите пылезащитный колпачок ступицы, обстукивая его вокруг, пока он не сместится и его можно будет снять.
Отогните буртик и отверните гайку крепления ступицы. При установке необходимо использовать новую гайку.
Вытяните блок ступицы немного наружу и затем установите в первоначальное положение.
Эта операция должна выдвинуть вперед наружный подшипник и шайбу на оси так, что их можно будет снять пальцами.
Снимите ступицу, установите ее на подходящей рабочей поверхности и отверткой снимите внутреннее кольцо подшипника.
Растворителем удалите все остатки старого смазочного материала из подшипников, ступицы и оси. Для этого можно использовать небольшую щетку, при этом соблюдайте осторожность, чтобы щетинки из щетки не попали внутрь опорных роликов. Высушите детали при помощи струи сжатого воздуха.
Тщательно осмотрите подшипники на отсутствие трещин, выработки и неравномерного износа. Подшипники и кольца – это единый комплект, поэтому новые кольца требуют установки новых подшипников. Аналогично при замене подшипников в ступицу устанавливают новые кольца.
Для заполнения подшипников используйте высокотемпературный смазочный материал, который набивают между роликами, конусной поверхностью и корпусом подшипника.
Нанесите тонкий слой смазочного материала на ось, наружную и внутреннюю поверхности подшипника, рычаг и прокладку.
Вдавите небольшое количество смазочного материала внутрь каждого подшипника внутри ступицы. Пальцем руки сформируйте слой в этих точках, чтобы обеспечить дополнительную смазку и удержать тонкий слой смазочного материала от вытекания из подшипника.
Установите заполненный смазкой внутренний подшипник в ступицу и добавьте немного смазочного материала с наружной стороны подшипника.
Установите сверху внутреннего подшипника новую прокладку, открытый выступ которой направлен к подшипнику, и равномерно вдавите прокладку на место.
Смажьте выступ прокладки, установите блок ступицы на ось и установите на место заполненный смазкой наружный подшипник и прокладку.
Навинтите новую гайку на ось и отрегулируйте предварительную нагрузку подшипника следующим образом:
– затяните гайку начальным моментом, указанным в технических данных;
– поверните ступицу два-три раза для установки роликов подшипников, затем ослабьте гайку на один оборот, при этом убедитесь, что тормоза не перемещаются;

Измерение предварительной нагрузки подшипника заднего колеса с помощью пружинного динамометра
Рис. 2.19. Измерение предварительной нагрузки подшипника заднего колеса с помощью пружинного динамометра


– прикрепите пружинный динамометр к верхней шпильке крепления колеса и измерьте момент, при котором ступица начинает поворачиваться (эта величина определяет сопротивление масляного уплотнения) (рис. 2.19);
– затягивайте гайку до тех пор, пока сопротивление (точка, при которой ступица начинает поворачиваться) не станет на 3,9–9,8 Н больше, чем сопротивление уплотнения;
– молотком и керном забейте буртик гайки в паз оси.
Заполните пылезащитный колпачок смазочным материалом и установите его с помощью молотка и керна.
Установите колеса и опустите автомобиль на землю. Затяните гайки крепления колес.
Несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы откорректировать положение тормозных колодок, затем проверьте ход рычага стояночного тормоза и отрегулируйте его в случае необходимости.