3.8. Замена двигательного масла и масляного фильтра (каждые 4 800 км пробега или раз в три месяца)

Регулярное и достаточно частое выполнение замены двигательного масла является одной из основных процедур профилактического обслуживания автомобиля, лежащего в пределах квалификации среднестатистического механика-любителя. С течением времени двигательное масло подвержено старению, что проявляется в его постепенном разжижении и загрязнении, ведущих к преждевременному износу внутренних компонентов двигателя.

Набор инструментов, необходимых для замены двигательного масла и масляного фильтра

1. Сливная емкость — должна быть неглубокой и достаточно широкой, чтобы свести к минимуму вероятность проливания масла на землю.
2. Резиновые перчатки — помогут защитить руки от ожогов при неизбежном попадании на них масла во время выворачивания сливной пробки поддона картера.
3. Ворот — иногда сливная пробка оказывается затянутой достаточно туго, что требует значительного усилия при ее выворачивании.
4. Сменная торцевая головка — применяется в паре с воротом или оборудованным храповиком приводом при выворачивании сливной пробки, должна соответствовать последней по размеру.
5. Ленточный ключ — позволяет вывернуть полнопоточный масляный фильтр в условиях ограниченного к нему доступа.
6. Специальный накидной ключ — одевается на торец фильтра и может затем вращаться при помощи ворота или храпового привода, должен отвечать корпусу фильтра по размеру.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Приготовьте все необходимые инструменты и материалы (см. иллюстрацию выше). Также запаситесь достаточным количеством старых газет или ветоши для сбора проливаемого масла.
2. С целью обеспечения свободного доступа к поддону картера и масляному фильтру поднимите автомобиль лебедкой, либо поддомкратьте его и установите его на подпорки.

Ни в коем случае не выполняйте никаких работ под автомобилем, подпертым лишь под бампер или удерживаемом в поднятом положении только домкратом!


3. Заберитесь под автомобиль и ознакомьтесь с расположением сливной пробки поддона картера и масляного фильтра. Помните, что силовой агрегат и компоненты системы выпуска отработавших газов в течение всего времени выполнения процедуры будут оставаться достаточно горячими – продумайте схему безопасных манипуляций руками, чтобы избежать случайного контакта с разогретыми поверхностями.
4. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры – горячее масло обладает большей текучестью и лучше вымывает шлам и осадки. Используйте вынужденный простой для того, чтобы разложить в удобном порядке все необходимые инструменты и материалы. Заглушите двигатель и снимите крышку с горловины залива масла на крышке головки цилиндров.
5. Удостоверьтесь в надежности фиксации автомобиля в поднятом положении.

6. Забирайтесь под автомобиль и установите сливную емкость под поддоном катера, приняв во внимание тот факт, что в первый момент масло будет вытекать через отверстие с приличным напором. Стараясь не прикасаться к разогретым поверхностям силового агрегата и компонентов системы выпуска отработавших газов, выверните сливную пробку из нижней части поддона картера (см. сопроводительную иллюстрацию). В зависимости от температуры масла можно воспользоваться резиновыми перчатками или отказаться от них на финальной стадии выворачивания пробки.


7. Позвольте маслу беспрепятственно стекать в емкость. По мере ослабевания напора струи перемещайте емкость соответствующим образом.
8. После того как масло прекратит вытекать из картера двигателя, протрите сливную пробку чистой ветошью – к ней могут подлипнуть мелкие металлические опилки, которые немедленно приведут к загрязнению свежего масла.
9. Протрите поверхность поддона вокруг сливного отверстия, вверните пробку и прочно затяните ее гаечным ключом (по возможности – динамометрическим).
10. Переместите сливную емкость под масляный фильтр.

11. При помощи одного из типов специальных ключей ослабьте фильтр (см. сопроводительную иллюстрацию). В процессе выворачивания корпус фильтра может оказаться поврежден, что не имеет особого значения в случае однозначной его замены (в последнем случае старый фильтр для выворачивания можно просто проткнуть большой отверткой – приготовьтесь к сбору проливаемого масла). Вручную окончательно выверните фильтр из блока – помните, что в нем продолжает оставаться какое-то количество масла, которое следует выпустить в сливную емкость. Удостоверьтесь, что резиновая уплотнительная прокладка снялась вместе с фильтром, если нет, отделите ее от поверхности блока двигателя.


12. Чистой ветошью тщательно протрите посадочную поверхность фильтра на блоке. Еще раз удостоверьтесь, что старая прокладка не осталась на двигателе, в случае необходимости воспользуйтесь скребком.

13. Удостоверьтесь, что новый фильтр соответствует по типоразмеру снятому с автомобиля. Смажьте резиновую уплотнительную прокладку нового фильтра тонким слоем чистого двигательного масла (см. сопроводительную иллюстрацию). Вверните новый фильтр в двигатель, соблюдая указанное стрелкой на его корпусе направление вращения. Во избежание повреждения прокладки не применяйте для затягивания масляного фильтра никакие ключи. После того как фильтр прижмется прокладкой к поверхности блока дотяните его еще на 3/4 оборота.


14. Извлеките из-под автомобиля все инструменты и материалы – постарайтесь не опрокинуть сливную емкость. Опустите автомобиль на землю.
15. Залейте свежее масло в приемную горловину двигателя – с целью минимизации потерь воспользуйтесь воронкой. Обождите несколько минут, позволив маслу стечь в поддон, затем проверьте его уровень по измерительному щупу (см. Проверка уровней жидкостей (каждые 400 км пробега или еженедельно)). Если уровень находится выше нижней отметки на лезвии щупа, запустите двигатель, обеспечив циркуляцию свежего масла.
16. Дав двигателю поработать в течение около минуты, вновь заглушите его и сразу же загляните под автомобиль, проверяя нет ли утечек через сливную пробку и полнопоточный фильтр. В случае необходимости подтяните немного допускающий утечки компонент.
17. После того как свежее масло проциркулировало по двигателю, произошло окончательное заполнение нового масляного фильтра. Теперь необходимо вторично проверить уровень масла и в случае необходимости долить еще некоторое его количество, доведя уровень до верхней отметки на лезвии щупа.
18. Во время первых нескольких поездок после смены двигательного масла старайтесь как можно чаще проверять его уровень.
19. Слитое с двигателя отработанное масло вторичному употреблению не подлежит и должно быть сдано на специальный приемный пункт. Ни в коем случае не сливайте отработку на землю или в канализацию – перелейте его в герметично закрываемую тару и при первой же возможности сдайте.