2.1.6. Снятие и установка крышек распределительной цепи

Эта процедура относится к двигателям М10 и М30.


Верхнюю крышку распределительной цепи можно снять отдельно. Если необходимо снять и верхнюю, и нижнюю крышки, Вам потребуются специальные инструменты. Перед началом работы прочтите пункты 8 и 9.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод батареи.

Если радиоприемник Вашего автомобиля оборудован системой защиты от воровства, удостоверьтесь, что Вы набрали правильный код перед отсоединением батареи.


Если после подсоединения батареи надписи на приборном щитке появились не на том языке, обратитесь к Разделу Система защиты аудиосистемы от воровства и язык приборного щитка, где описана процедура установки нужного языка.

  1. Если Вы снимаете нижнюю крышку распределительной цепи (верхнюю крышку можно снять отдельно), снимите вентилятор охлаждения и кожух вентилятора, радиатор и шкив приводного ремня вентилятора (см. Главу Система охлаждения).
  2. Только на двигателе М10 снимите водяной насос (см. Главу Система охлаждения).
  3. На двигателях, где крышка распределителя зажигания установлена прямо на крышке распределительной цепи, снимите крышку распределителя, бегунок и черную пластиковую крышку под бегунком (см. Главу Текущее обслуживание автомобиля).
  4. На двигателе М30, оснащенном топливной системой L-Jetronic, снимите распределитель с верхней крышки распределительной цепи (см. Главу Система зажигания).
  5. Снимите крышку головки цилиндров (см. Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).
  1. Если Вы снимаете нижнюю крышку распределительной цепи с двигателя М30, снимите шкив коленчатого вала с демпфера крутильных колебаний/ступицы. Удерживайте шкив в неподвижности на центральном болте с помощью сменной головки, и отдайте болты шкива другой сменной головкой.
  1. Если Вы снимаете нижнюю крышку распределительной цепи, снимите амортизатор/ступицу, заблокировав коленчатый вал и отпустив большой центральный болт. Поскольку этот болт затянут очень туго, то Вам потребуется длинный ворот и сменная головка. На двигателях М30 специалисты BMW рекомендуют использовать головку 3/4 дюйма и ворот, поскольку на них центральный болт затянут особенно туго. Чтобы заблокировать коленвал во время ослабления болта, пользуйтесь специальным фирменным приспособлением BMW № 11 2 100 (или его эквивалентом).
  2. На двигателях М10, если Вы не смогли приобрести специальный инструмент, описанный в предыдущем пункте (8), можно попробовать заблокировать коленвал, сняв крышку маховика/приводного диска и вставив отвертку с широким жалом в зубья его венца. На двигателях М30 после отдачи центрального болта, возможно, потребуется использовать съемник с захватом для снятия демпфера крутильных колебаний с коленвала. Установите захват за внутреннюю канавку шкива и очень медленно затягивайте центральный болт съемника, все время проверяя, не погнулся ли шкив.

Если шкив прикипел к коленчатому валу, можно попробовать смазать область ступицы небольшим количеством проникающего масла и затем легонько обстучать ее молотком.

  1. Отвинтите заглушку и снимите пружину натяжителя распределительной цепи.
  2. Плунжер натяжителя может выйти вместе с пружиной. Если нет, извлеките плунжер из отверстия для пружины натяжителя. Для проверки работы плунжера см. Раздел Снятие, осмотр и установка распределительной цепи и звездочек ее натяжителя.

Пружина находится в сжатом состоянии, и это может послужить причиной резкого выбрасывания заглушки из отверстия. Придерживайте заглушку во время откручивания и отпускайте пружину медленно.

  1. На двигателях М30, если вы снимаете верхнюю распределительную крышку, отболтите крышку термостата и снимите термостат (см. Главу Система охлаждения).
  2. На двигателях М30, если Вы снимаете нижнюю распределительную крышку, ослабьте крепежные болты генератора и отведите генератор в сторону. Отдайте передний нижний болт крепежной скобы и ослабьте остальные болты. Также отболтите крепежную скобу рулевого насоса с гидроусилением и отведите ее в сторону.
  3. Отдайте гайки и болты крепления верхней крышки распределительной цепи к блоку цилиндров и снимите крышку. Начертите простую схему расположения болтов, чтобы при сборке установить их в те же отверстия, из которых они были извлечены. Снимите верхнюю крышку распределительной цепи. Если она прикипела к блоку цилиндров, мягко обстучите ее молотком с резиновым бойком, или приложите к ней деревянный брусок и постучите по нему молотком. На двигателях М30, оснащенных топливной системой L-Jetronic, снимите приводной вал распределителя.
  4. Отдайте гайки и болты крепления нижней крышки распределительной цепи к блоку цилиндров. На забудьте отдать внизу три болта крепления передней части поддона картера к нижней части передней крышки.
  1. Ослабьте остальные болты поддона картера.
  1. Проведите тонким острым ножом между прокладкой поддона картера и нижней крышкой распределительной цепи, отделяя таким образом прокладку от крышки. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить и не запачкать прокладку, чтобы Вы могли потом снова ее использовать.
  2. Разрушьте герметик прокладки между нижней крышкой распределительной цепи и блоком цилиндров, обстучав крышку молотком с резиновым бойком или обычным молотком, приложив деревянный брусок. Не просовывайте ничего между крышкой и блоком, чтобы не повредить поверхности прокладки.
  3. Пользуясь скребком, удалите все следы материала старой прокладки с сопрягаемых поверхностей крышек и блока цилиндров.

Будьте крайне осторожны, чтобы не повредить и не поцарапать мягкие алюминиевые поверхности. Кроме того, старайтесь не повредить и не запачкать прокладку поддона картера. В продаже имеются, и могут оказаться полезными, специальные растворители для снятия прокладок. После полного удаления материала прокладок поверхности прокладок можно обезжирить, протерев их тряпкой, смоченной в подходящем растворителе.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Замените передние сальники (см. Раздел Замена передних сальников). Не стоит рисковать, оставляя старые сальники, т.к. заменить их при снятых крышках не составляет никакого труда. Не забудьте нанести немного масла на губки передних сальников.
  2. Нанесите тонкий слой герметика типа RTV на поверхность прокладки поддона картера, сопрягаемую с нижней крышкой распределительной цепи. Наносите больше герметика на края, там, где прокладка соприкасается с блоком цилиндров.

Если прокладка поддона картера повреждена, то вместо полной замены прокладки Вы можете попытаться срезать ее переднюю часть, там, где она соприкасается с блоком цилиндров, затем срезать переднюю часть новой прокладки, чтобы она была точно такого же размера.

  1. Укройте внутреннюю поверхность поддона куском ветоши, затем счистите все следы материала старой прокладки с сопрягаемых поверхностей. Прикрепите кусок новой прокладки к поддону с помощью специального клеящего вещества, затем нанесите RTV- герметик, как описано в начале данного параграфа.
  2. Смажьте обе стороны новой прокладки RTV- герметиком, прикрепите нижнюю крышку распределительной цепи к передней части двигателя. Насадите болты и затяните их с требуемым усилием. Затягивайте болты один за другим по крестообразной схеме, чтобы сделать это равномерно.

Сначала затяните болты крепления нижней крышки к блоку цилиндров, затем болты крепления поддона картера к крышке. Если прокладка выступает над соединением крышки с блоком или образует складки в соединении крышки с поддоном, подрежьте ее, чтобы она стояла правильно.


После нанесения RTV-герметика сборка должна быть закончена в пределах 10 минут, чтобы успеть до застывания герметика.

  1. Установите верхнюю крышку распределительной цепи таким же образом, что и нижнюю. Если прокладка выступает над соединением крышки с блоком цилиндров, срежьте излишки бритвой.
  2. Оставшуюся часть процедуры установки производите в порядке, обратном снятию.