11. Тормозная система
Спецификации
Отдельные характеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом |
Общие параметры |
|
Конструкция |
Дисковые тормозные механизмы на передних и задних колесах. Диски передних тормозных механизмов - вентилируемые. Диски задних тормозных механизмов - вентилируемые кроме моделей 316i и 318i. Электронно-гидравлическая система антиблокировки тормозов ABS. Система контроля торможения на поворотах CBC. Гидравлическая система - двухконтурная, диагональная. Барабанные механизмы стояночного тормоза на задних колесах, оборудованные тросовым приводом |
Система антиблокировки тормозов ABS |
динамическая система стабилизации устойчивости встроенная в ABS DSC3 на ранних моделях Е46 антипробуксовочная система (Teves ABS/ASC Mark20ET) |
Толщина накладок тормозных колодок дисковых тормозных механизмов |
|
предел износа (без задней пластины) | 3 мм |
Толщина накладок тормозных колодок барабанных тормозных механизмов | |
предел износа | 1.5 мм |
Тормозные механизмы передних колес | |
Минимальная допустимая толщина тормозного диска | 20.4 мм |
Диаметр тормозного диска | |
316i, 318i, 320d, 320i, 323i | 286 мм |
328i, 330d | 300 мм |
Тормозные механизмы задних колес | |
Минимальная допустимая толщина тормозного диска | |
316i, 318i, | 8.4 мм |
320d, 320i, 323i, 328i, 330d | 17.4 мм |
Диаметр тормозного диска | |
316i, 318i | 280 мм |
320d, 320i, 323i | 276 мм |
328i, 330d | 294 мм |
Допуски размеров и биение тормозных дисков: | |
максимальный размер обработки на сторону | 0.8 мм |
допуск толщины тормозного диска | 0.01 мм |
максимальное боковое биение | |
установлен | 0.2 мм |
снят | 0.04 мм |
Стояночный тормоз: | |
диаметр тормозного барабана | 160.0 мм |
максимальное радиальное биение тормозной поверхности | 0.1 мм |
Тормозная жидкость | 1.5 л DOT 4 спецификации FMVSS 116 |
Усилия затягивания резьбовых соединений | |
Моменты затяжки крепежа приведены также в тексте Главы и на
некоторых иллюстрациях*. *Выделенные в тексте жирным шрифтом моменты затяжки подлежат точному соблюдению; не выделенные жирным шрифтом усилия приведены лишь ориентировочно |
|
Направляющие болты тормозного суппорта передних колес | 28 Н•м |
Брызговик, впереди | 10 Н•м |
Рычаг стояночного тормоза на полу кузова | 25 Н•м |
Тормозной шланг на суппорте | 235 Н•м |
Болты колес | 120 Н•м |
Тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, усилителя тормоза и дисковых тормозов передних и задних колес. Тормозная гидросистема имеет два контура: один контур воздействует на передние колеса, другой на задние. Благодаря этому при отказе одного из контуров торможение автомобиля осуществляется другим контуром. Давление жидкости в тормозной системе создается в сдвоенном главном тормозном цилиндре при нажатии на педаль тормоза.
Резервуар с тормозной жидкостью расположен в двигательном отсеке с левой стороны над главным тормозным цилиндром. Он обеспечивает жидкостью всю тормозную систему. Усилитель тормоза у блока цилиндров аккумулирует часть вакуума, создаваемого двигателем при всасывании. Через клапан усилие педали тормоза при необходимости усиливается вакуумом. Так как у дизельного двигателя недостаточно вакуума, создаваемого при всасывании, вакуум создается специальным вакуумным насосом, расположенным на головке цилиндров.
Дисковые тормоза оборудованы суппортами с одним цилиндром.
Стояночный тормоз приводится в движение через тросовые тяги и воздействует на задние колеса. Так как дисковый тормоз неэффективен в качестве стояночного, на задних колесах имеются дополнительно два барабанных тормоза, встроенные в тормозные диски. Барабанные тормоза приводятся в действие исключительно через рычаг стояночного тормоза.
Работа с тормозной системой требует особой чистоты и порядка. Если необходимый
опыт такой работы отсутствует, ее следует проводить на СТО. |
Системы стабилизации устойчивости автомобиля на дороге ABS/CBC/ASC + T/MSR/DSC
ABS: Антиблокировочная система препятствует блокировке колес при резком торможении автомобиля. Благодаря этому даже во время торможения автомобиль остается управляемым.
Продолжением ABS является система контроля торможения на поворотах СВС (Cornering Brake Control). СВС по сигналам четырех датчиков ABS узнает, что автомобиль движется на повороте. Если торможение происходит на повороте, это обычно приводит к тому, что автомобиль пытается, как бы ввернуться в поворот. Этот эффект является следствием возрастающей нагрузки на переднюю ось. Система контроля торможения на поворотах СВС регулирует нарастание тормозного усилия таким образом, что оно нарастает быстрее на внешнем по отношению к повороту переднем колесе, чем на других колесах. Таким образом, создается действие, обратное указанному выше эффекту. СВС на поворотах работает практически как система электронного распределения усилия. Благодаря этому становится возможным воздействие на задние колеса с большим тормозным усилием.
АSС (система автоматической стабилизации) уменьшает крутящий момент обоих приводных колес путем уменьшения мощности двигателя тогда, когда колеса при разгоне автомобиля начинают проворачиваться.
При наличии системы контроля усилия сцепление (+Т) при трогании автомобиля с места притормаживаются проворачивающиеся колеса. В результате этого крутящий момент переключается на “сцепляющиеся” колеса. Рассматриваемая система практически действует как электронный блокируемый дифференциал, который отключается при скорости свыше 40 км/час. Использование системы ASC + Т индицируется водителю загоранием контрольной лампы.
В систему ASC + Т интегрирована система регулирования тягового момента MSR. Эта система препятствует блокировке приводных колес на ровной дороге за счет тормозного действия двигателя при переключении на более низкую передачу или при уменьшении газа.
При движении автомобиля со снежными цепями в глубоком снегу или при трогании с места из глубокой грязи целесообразно отключить систему ASC + Т с помощью выключателя на центральной консоли. При повторном включении указанного выключателя или при следующем запуске двигателя система ASC + Т снова автоматически включается.
Система динамического контроля стабилизации DSC устанавливается как дополнительное оборудование на модели 328 i. Прибор управления системы DSC постоянно проводит сравнение текущих параметров движения с параметрами идеального состояния, полученными расчетным путем. Если, например, автомобиль при движении на повороте слишком сильно недоуправляется, мощность автомобиля и, следовательно, скорость движения уменьшаются, одновременно система тормозит заднее колесо, внутреннее по отношению к повороту. Благодаря этому повернутые передние колеса создают больше бокового направления и автомобиль не выходит из поворота.
Указания по системам ABS/CBC/ASC + T/MSR/DSC
Схема безопасности в электронном блоке управления следит за тем, чтобы при наличии дефекта, например, обрыве кабеля, или при слишком низком напряжении аккумуляторной батареи (ниже 10 В) система отключалась. При нормальной работе после включения зажигания контрольная лампа загорается на короткое время и затем гаснет. Если лампа не гаснет и в процессе движения непрерывно загорается, то это указывает на наличие неисправности. Автомобиль можно эксплуатировать дальше, но система электронного регулирования отключается.
Если в процессе движения загораются одна или несколько контрольных ламп на приборной доске, обратите внимание на следующее:
1 Остановите автомобиль на короткое время, выключите двигатель и снова запустите его.
2 Проверьте напряжение аккумуляторной батареи. Если оно менее 10.5 В, зарядите батарею.
Если в начале движения контрольные лампы загораются, а затем через короткое время гаснут, это указывает на то, что в начале движения напряжение аккумуляторной батареи было низким, затем во время движения батарея зарядилась от генератора. |
3 Проверьте, затянуты ли клеммы аккумуляторной батареи и имеется ли надежный контакт.
4 Поднимите и установите автомобиль на подставки. Снимите колеса, проверьте внешним осмотром наличие повреждений проводов датчиков числа оборотов колес (наличие перетираний). Более тщательную проверку системы ABS/CBC/ASC + T/MSR/DSC следует провести с помощью специальных приборов. Обратитесь к Разделу Диагностика неисправностей. Работу желательно проводить в условиях СТО.
Перед проведением электросварочных работ необходимо расстыковать разъем электронного прибора управления. Расстыковка должна производиться только при выключенном зажигании. При проведении окрасочных работ разрешается подвергать прибор управления кратковременному воздействию температуры до +95°С, а долговременно (не более 2 час) – до температуры +85°С. |