2.4.3. Проверка поршней и шатунов

После снятия поршней и шатунов необходимо провести дефектовку. При наличии на деталях признаков задиров, трещин и сильного износа их следует заменить. Поршни и шатуны необходимо проверять следующим образом:

Измерение зазора поршневых колец по высоте в канавках поршня
Рис. 68. Измерение зазора поршневых колец по высоте в канавках поршня




- измерить зазор поршневых колец по высоте в канавках поршня, устанавливая поршневые кольца поочередно в соответствующую канавку (рис. 68). Определить с помощью щупа зазор между торцом кольца и его канавкой. Если зазор составляет более 0,15 мм, то изношены кольцо или поршень. Номинальный размер 0,02–0,05 мм. Маслосъемное кольцо может состоять из трех частей. При таком исполнении колец измерить зазор по высоте невозможно. В других двигателях используется одинарное кольцо. На него распространяются те же правила, что и для компрессионных поршневых колец;
- поочередно установить в цилиндры все поршневые кольца с нижней стороны картера. Поршнем отжать кольца вниз примерно на 15 мм. Благодаря этому обеспечивается их установка в цилиндре без перекосов;

Измерение зазора в замке поршневых колец
Рис. 69. Измерение зазора в замке поршневых колец




- ввести щуп в зазор между концами кольца, как показано на рис. 69, для измерения зазора в замке поршневого кольца. Значения зазора см. «Технические данные». Зазоры неодинаковы для различных двигателей;
- при слишком малом зазоре (например, на новых кольцах, которые также необходимо измерять), концы колец можно обработать напильником. При слишком большом зазоре кольцо подлежит замене;
- проверить поршневые пальцы и втулки шатунов на наличие задиров. Если окажется, что поврежден хотя бы один шатун, необходимо заменить весь комплект;
- проверить шатуны на правильном станке на деформацию скручивания и изгиба;
- болты подшипников шатунов и гайки шатунов всегда необходимо заменять — к повторному использованию они не пригодны;

Контроль предварительной затяжки вкладышей подшипников шатунов
Рис. 70. Контроль предварительной затяжки вкладышей подшипников шатунов: а — диаметр вкладыша подшипника; b — диаметр отверстия шатуна




- новым требованием для установленных двигателей является измерение значения предварительной затяжки для вкладышей подшипников шатунов. Для этого требуется штангенциркуль. С этой целью шатуны и крышки подшипников соединяют болтами без вкладышей и затягивают гайки моментом 30 Н·м (доворачивать на требуемый угол не требуется). Измерить ширину а (рис. 70) вкладыша шатунных подшипников и записать ее. Затем измерить внутренний диаметр b шатунного подшипника. Вычесть диаметр вкладыша подшипника а из внутреннего диаметра b. Для двигателя объемом 1,0 л разность должна составлять 0,5 мм. У остальных двигателей она может быть до 1,5 мм. В противном случае вкладыши подшипников необходимо заменить.