2.1.1. Снятие

С учетом особенностей различных систем впрыска топлива соответствующие работы должны проводиться в зависимости от конструкции двигателя. Так, всегда разъединяют соединения системы впрыска между двигателем и кузовом независимо от года выпуска автомобиля.
Снятие двигателя необходимо проводить в следующем порядке:
- отсоединить при выключенном зажигании провода и аккумуляторную батарею;
- проверить все электрические соединения, чтобы определить места нахождения обвязок, которые необходимо разрезать. Но, для того чтобы их снова установить на прежних местах, последние следует маркировать соответствующим образом. Можно использовать вместо кабельных обвязок клейкую ленту;
- капот двигателя лучше снять, хотя делать это не обязательно. Если эта операция будет проводиться, то отметьте карандашом на металлической поверхности капота внешние контуры шарниров, чтобы установить капот во время монтажа в первоначальное положение;
- установить автомобиль на смотровой канаве или подъемнике либо подвести под переднюю часть довольно высокие и надежные опоры, чтобы обеспечить доступ к его нижней поверхности. Никогда не устанавливать опоры под масляным поддоном двигателя или коробкой передач. Автомобиль необходимо устанавливать на опоры при подъеме, как описано в подразд. 1.5 и показано на рис. 6 и 7;
- слить жидкость из системы охлаждения. Для этого сначала отвинтить пробку расширительного бачка, чтобы ускорить слив охлаждающей жидкости. Ослабить хомут нижнего шланга радиатора и вынуть шланг. Отсоединить шланг системы охлаждения от корпуса термостата. Кран отопителя должен быть открыт, чтобы вся охлаждающая жидкость могла вытечь из блока отопителя. Сохранить охлаждающую жидкость для повторного использования, если ее вид и срок службы не вызывает сомнений;
- вывести трос привода управления сцеплением из зацепления с рычагом выключения сцепления, как описано в разд. 7. В нем также даны рекомендации по проведению проверки сцепления, которые надо выполнять перед установкой двигателя.
Автомобили, оснащенные рулевым механизмом с усилителем:
- демонтировать рулевой механизм с усилителем согласно рекомендациям в соответствующем разделе и закрепить его проволокой на кронштейне. Шланги при этом остаются на насосе. Демонтировать расширительный бачок рулевого управления и закрепить его.

Автомобили с кондиционером:

Предупреждение
Ни в коем случае не допускать разгерметизации контура циркуляции жидкостного хладагента системы кондиционирования. При демонтаже и монтаже следить за тем, чтобы не повредить испаритель и не деформировать шланги и магистрали.

- отвернуть болты крепления расширительного бачка для хладагента, снять осторожно бачок и опустить его вниз;
- отвернуть все хомуты крепления магистралей циркуляции хладагента;
- ослабить натяжение ремня привода агрегатов на торцовой стороне двигателя и снять его, как описано в соответствующем разделе;
- снять держатель замка капота, как описано ниже;

Крепление компрессора и кронштейна
Рис. 14. Крепление компрессора и кронштейна: 1 — кронштейн; 2 — болт с шестигранной головкой, 45 Н·м; 3 — болт с шестигранной головкой, 45 Н·м; 4 — шланги системы охлаждения; 5 — компрессор




- для демонтажа компрессора необходимо провести ряд подготовительных работ. Снять кронштейн генератора, насос усилителя рулевого управления и компрессор. Это означает, что после демонтажа насоса усилителя рулевого управления придется снять и генератор, после чего можно демонтировать компрессор. Последний осторожно положить на бок вместе с держателем замка капота, не перегибая шланги. На рис. 14 показано крепление перечисленных узлов, на рис. 15 — места крепежных элементов.

Места крепежных элементов
Рис. 15. Места крепежных элементов




Снятие держателя замка капота двигателя
Поскольку двигатель вынимается из моторного отсека вверх вперед, то держатель замка капота необходимо демонтировать вместе с закрепленными на нем деталями. При наличии кондиционера воздуха следует учитывать приведенные выше рекомендации о размещении деталей после демонтажа. Места крепления держателя замка показаны на рис. 16. Для снятия держателя необходимо сделать следующее:

Узел крепления держателя замка капота
Рис. 16. Узел крепления держателя замка капота: 1 — держатель замка с присоединенными деталями; 2 — специальный болт, 5 Н·м; 3 — болт с шестигранной головкой, 23 Н·м




- разомкнуть все штекерные соединения и отсоединить шланги системы охлаждения;
- извлечь трос привода замка капота;
- демонтировать передний бампер. Для этого отвернуть указанные на рис. 17 детали;

Снятие и установка переднего бампера
Рис. 17. Снятие и установка переднего бампера: 1 — бампер; 2 — болты с головкой Torx Т30 (семь), 6 Н·м; 3 — распорная гайка; 4 — резиновый амортизатор; 5 — болты с шестигранной головкой (четыре), 5 Н·м; 6 — болт с шестигранной головкой (два), 1,5 Н·м (только для крупных бамперов); 7 — спойлер; 8 — насечная заклепка; 9 — крышка углубления для буксирного крюка




- ослабить хомуты магистралей кондиционера воздуха (если он есть);
- вывернуть болты 2 (см. рис. 16) и болты с шестигранной головкой 3;
- осторожно вывести вверх вперед держатель замка в сборе со всеми закрепленными на нем деталями. При последующем монтаже следить за тем, чтобы при креплении на кузове держатель замка не деформировался;
- демонтировать балансирную подвеску коробки передач. Для этого отвернуть указанную стрелкой на рис. 18 гайку 1, зафиксировав от проворачивания головку болта;

Крепление балансирной подвески коробки передач
Рис. 18. Крепление балансирной подвески коробки передач: 1 — гайка; 2 — болты




- демонтировать воздушный фильтр согласно рекомендациям (см. разд. 6). Промаркировать расположение всех шлангов, подсоединенных к фильтру, и отсоединить от фильтра. Все открытые отверстия закрыть чистой ветошью;
- отсоединить провод тонкого сечения от катушки зажигания и вынуть провод среднего сечения из катушки;
- отсоединить провод датчика давления масла от язычкового контакта;
- отсоединить от зажимов провод датчика температуры (на головке цилиндра вынуть штекер);
- отсоединить все штекеры в моторном отсеке;
- отсоединить от зажимов провода выключателя ламп заднего хода на верхней стороне коробки передач (для чего предварительно отвести резиновый колпачок). Промаркировать все подключенные к зажимам провода, чтобы их можно было присоединить, как прежде, и отсоединить провода от зажимов;
- отсоединить оба шланга подачи охлаждающей жидкости и радиатора отопителя на головке блока цилиндров после ослабления хомутов (от магистрали и корпуса термостата). При этом может вытекать охлаждающая жидкость;
- отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозного привода от впускного коллектора;
- отсоединить топливный шланг от топливного фильтра и обратную магистраль подачи топлива;
- отсоединить трос дроссельной заслонки. Для этого отжать управляющий сегмент до положения, при котором можно отцепить трос. После этого освободить трос от фиксатора;
- отсоединить штекер на задней крышке генератора после ослабления крепежного зажима. Если в автомобиле установлен кондиционер воздуха, то последний уже демонтирован;
- отсоединить от зажимов провод стартера (большая гайка и провод тонкого сечения);
- отвернуть выпускную трубу от колена и отсоединить ее от дугообразной опоры. Использовать для этого вставку с удлинителем, работая с нижней стороны. Доступ к одной из гаек весьма затруднен;
- отсоединить на нижней стороне автомобиля спираль тахометра, которая удерживается накидной гайкой большого диаметра. Вынуть спираль и отвести ее в сторону;
- отсоединить привод механизма переключения передач. Для этого следует отвернуть болт (рис. 19) крепления соединительной муфты и отсоединить систему

Отсоединение привода механизма переключения передач
Рис. 19. Отсоединение привода механизма переключения передач



;
- отсоединить трос привода управления сцеплением от рычага выключения сцепления, как описано в разд. «Сцепление»;
- снять крышку, отделяющую прерыватель от распределителя, ротор распределителя зажигания и пылезащитную крышку, чтобы не допустить их повреждения при демонтаже;
- отвернуть болты (рис. 20) крепления задней опоры коробки передач и отсоединить опору от кузова и коробки передач;

Болты крепления задних опор коробки передач
Рис. 20. Болты крепления задних опор коробки передач




- разъединить фланцевое соединение валов привода. Для этого используется головка с внутренним шестигранником («на 8 мм»). Привязать валы проволокой к подвеске так, чтобы они не мешали при снятии двигателя;
- отвернуть плоский провод «массы» около подвески двигателя, не нарушая его соединения с кузовом. Отвернуть средний болт крепления подшипника подвески;
- приподнять двигатель с помощью соответствующих тросов или лент. Сервисные центры Volkswagen используют для этого специальный хомут. Трос можно завести под двигатель и коробку передач и приподнять таким образом силовой агрегат;
- соединить трос с краном или подъемником и слегка приподнять силовой агрегат, чтобы трос натянулся;
- демонтировать левую опору коробки передач. Для этого отвернуть болты, указанные на рис. 20 стрелкой справа;
- слегка приподнять силовой агрегат и развернуть так, чтобы можно было вынуть его из моторного отсека вверх и вперед. При этом силовой агрегат необходимо постоянно разворачивать, приподнимать или опускать, чтобы провести его без помех мимо всех соседних узлов. Следить за тем, чтобы не было упущено из виду ни одно соединение. При застревании двигателя и коробки передач в каком-либо месте следует немедленно уменьшить усилие подъемника и выяснить причину;
- отсоединить двигатель от коробки передач. Предварительно необходимо демонтировать стартер и картер сцепления. После отворачивания соединительных болтов попросить помощника поддержать двигатель и опустить коробку передач вниз, не давая ей опираться на сцепление.