14.3.1. Проверка и замена тормозных колодок



Контроль толщины накладок через отверстие на обратной стороне тормозного щита
Рис. 298. Контроль толщины накладок через отверстие на обратной стороне тормозного щита




На обратной стороне тормозных щитов установлены пробки, после удаления которых можно проверить толщину тормозных накладок. На рис. 298 показано, где находится смотровое отверстие. Посветите карманным фонариком внутрь него. Если толщина накладки уменьшилась в результате износа примерно до 2,5 мм, то колодки следует менять в комплекте, на обоих колесах.
Для замены колодок необходимо выполнить следующее операции:
- приподнять заднюю часть автомобиля и установить ее на опоры;
- подставить упоры под задние колеса;
- возвратить в исходное положение механизм регулировки, так как в противном случае тормозные колодки могут застрять в барабане. С этой целью необходимо вставить сзади в барабан через одно из резьбовых отверстий отвертку, нащупать регулирующий клин механизма и вытолкнуть его вверх. Механизм находится слева на верхней стороне барабана (рис. 299);

Возврат в исходное положение клина механизма регулировки через отверстие на внутренней стороне тормозного барабана
Рис. 299. Возврат в исходное положение клина механизма регулировки через отверстие на внутренней стороне тормозного барабана




- снять крышку ступицы, осторожно поддевая отверткой либо используя для этого специальный инструмент, показанный на рис. 285;

Снятие крышки ступицы. При использовании подобного инструмента следить за тем, чтобы крышка не была повреждена
Рис. 285. Снятие крышки ступицы. При использовании подобного инструмента следить за тем, чтобы крышка не была повреждена




- снять тормозной барабан. При его застревании еще раз отжать вверх регулирующий клин, как показано на рис. 299;

Снятие тормозных колодок. Удерживающие штифты и крючок крепления нижней возвратной пружины показаны стрелками
Рис. 301. Снятие тормозных колодок. Удерживающие штифты и крючок крепления нижней возвратной пружины показаны стрелками




- нажать пальцем с обратной стороны на штифты, удерживающие тормозные колодки, захватить плоскогубцами тарелку пружины на наружной стороне колодки (верхняя стрелка на рис. 301), отжать ее внутрь и развернуть до тех пор, пока головку штифта не станет возможно провести через пружину. Снять тарелку пружины, пружину и штифт. Провести эту работу на обеих колодках;
- взяться за одну колодку рукой на нижней стороне и вынуть ее из опоры. Отцепить крючок высвободившейся нижней возвратной пружины;
- развернуть обе тормозные колодки вниз, как показано на рис. 302, и отсоединить трос стояночного тормоза от колодки;

Снятие тормозных колодок. Место подсоединения троса стояночного тормоза показано стрелкой
Рис. 302. Снятие тормозных колодок. Место подсоединения троса стояночного тормоза показано стрелкой




Разборка тормозных колодок в тисках
Рис. 303. Разборка тормозных колодок в тисках: а — отсоединение пружин колодок (места расположения крючков показаны стрелками); б — стрелкой показана пружина разжимной планки




- зажать тормозные колодки в тиски, как показано на рис. 303, и отцепить с помощью плоскогубцев прижимную пружину регулирующего клина и верхнюю возвратную пружину. Снять одну колодку, отсоединив с одной стороны разжимную планку;
- приподнять разжимную планку до положения, когда ее пружина высвободится и ее можно будет отцепить и полностью снять. Также вынуть регулирующий клин, запомнив, как он был установлен;
- тщательно очистить все детали. Особенно проверить состояние резиновых чехлов тормозных цилиндров. При обнаружении утечек жидкости цилиндры следует отремонтировать или заменить;

Установка тормозных колодок в тисках
Рис. 304. Установка тормозных колодок в тисках




- зажать колодки, как показано на рис. 304, в тиски, установить натяжную пружину и вставить разжимную планку в колодку. Обе операции проводить одновременно. Для этого следует растягивать пружину, пока она не будет закреплена;

Сборка колодок перед установкой
Рис. 305. Сборка колодок перед установкой




- вставить регулирующий клин в колодки и собрать колодки, как показано на рис. 305. Закрепить верхнюю возвратную пружину. Для точного закрепления пружин ориентироваться на рис. 300;

Детали заднего тормоза
Рис. 300. Детали заднего тормоза: 1 — тормозная колодка; 2 — натяжная пружина клина; 3 — нижняя возвратная пружина; 4 — верхняя возвратная пружина; 5 — рычаг стояночного тормоза; 6 — нажимная пружина; 7 — чашка нажимной пружины; 8 — прижимная пружина; 9 — разжимная планка; 10 — регулирующий клин; 11 — рабочий тормозной цилиндр; 12 — болт крепления тормозного цилиндра; 13 — тормозной щит; 14 — удерживающий штифт; 15 — пробка смотрового отверстия




- закрепить трос стояночного тормоза, развести обе тормозные колодки сверху и установить верхние концы колодок в поршни тормозного цилиндра колеса, не повредив при этом резиновые чехлы;
- закрепить нижнюю возвратную пружину и установить левую колодку на опору;
- закрепить прижимную пружину регулирующего клина и приподнять колодку отверткой над опорой;
- установить удерживающие штифты колодок в последовательности, обратной разборке;
- установить тормозной барабан и отрегулировать подшипник ступицы заднего колеса (подразд. 13.2);
- несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы привести в действие регулировочный механизм в заднем тормозе.