1.10.5. Ежегодное техническое обслуживание

Проводится при появлении надписи «IN01» на дисплее бортовой информационной системы.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач. Поддерживайте уровень между метками «MAX» и «MIN» щупа. Если уровень упадет ниже метки «MIN», то нехватка жидкости может привести к серьезному повреждению коробки передач. Если уровень слишком высок, то излишек жидкости может выбрасываться наружу.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач проводится следующим образом:
— проехав на автомобиле небольшое расстояние, прогрейте коробку передач до нормальной рабочей температуры, затем остановите машину на горизонтальной площадке. Не выключая двигателя, зафиксируйте машину ручным тормозом, оставьте двигатель работающим на холостых оборотах, а рычаг селектора находящимся в положении «Р»;
— извлеките щуп, расположенный спереди в моторном отсеке, на передней стороне коробки передач; вытрите щуп чистой тряпкой, затем вставьте его обратно и снова извлеките;
— определите уровень жидкости: он должен находиться между отметками «МАХ» и «MIN»;

        ПРИМЕЧАНИЕ
На непрогретой коробке уровень жидкости должен находиться у отметки «+20 °С».

— если уровень жидкости недостаточен, долейте в коробку передач жидкость требуемой марки через трубку щупа. Чтобы не пролить масло и не допустить попадания грязи в коробку передач, воспользуйтесь воронкой с тонким сетчатым фильтром;
— после доливки жидкости совершите короткую поездку на автомобиле, чтобы произошло распределение новой жидкости, затем снова проверьте ее уровень и, если потребуется, доведите его до требуемого.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Не допускайте переполнения коробки передач, при котором уровень жидкости располагается выше верхней отметки на щупе.

Проверка автомобиля на предмет утечек разных жидкостей. Общим признаком утечек из системы охлаждения чаще всего будут отложения белого цвета или цвета ржавчины вблизи места утечки:
— осмотрите все соединения, прокладки и уплотнения двигателя. Особое внимание следует обратить на стыки поверхностей крышки распределительного вала, головки цилиндров, масляного фильтра и поддона картера. Помните, что по истечении определенного времени возможно появление некоторого очень слабого просачивания жидкости в этих местах. В случае обнаружения устраните течь (см. соотв. раздел);
— осмотрите все трубопроводы и шланги, относящиеся к двигателю. Удостоверьтесь в отсутствии утечек и повреждений. Проверьте, надлежащим ли образом зафиксированы все стяжки и хомуты, не перетираются/перерезаются ли шланги системы охлаждения или пучки электропроводки: в будущем это может оказаться причиной более серьезных неисправностей;
— на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач, осмотрите шланги теплообменника трансмиссионной жидкости на наличие вышеперечисленных признаков;
— осмотрите автомобиль снизу: топливный бак, заливную горловину, особое внимание уделив месту их соединения на наличие пробоин, трещин или иных повреждений;
— проверьте всю топливную магистраль, затяжку соединений, отсутствие износа шлангов и гофра трубок. Шланги и трубки часто закручиваются вокруг наливной горловины, оказываются пережатыми, изломанными;
— тщательно осмотрите и другие трубки по всей длине машины вплоть до моторного отсека, а при необходимости замените элементы, имеющие повреждения;
— в моторном отсеке: проверьте надежность креплений всех топливных шлангов и других на наличие перегибов, потертостей, признаков старения.
Проверка задних тормозных колодок. На моделях, оснащенных задними дисковыми тормозами, производится следующим образом:
— установите упоры под передние колеса, поднимите домкратом заднюю часть автомобиля, установив автомобиль на опоры, снимите задние колеса;
— снимите и очистите тормозные колодки, если износ накладки какой-либо из колодок достиг предела, замените весь комплект колодок; фрикционные накладки колодок не должны иметь трещин и расслоений.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Проверку можно выполнить быстро, если измерить толщину фрикционного материала на каждой тормозной колодке через отверстие в корпусе суппорта.

На моделях, оснащенных задними барабанными тормозами, проверка состояния задних тормозных колодок осуществляется по следующему алгоритму:
— установите упоры под передние колеса, поднимите домкратом заднюю часть автомобиля, установив автомобиль на опоры, снимите задние колеса;

Пробка заливного отверстия на картере дифференциала четырехступенчатой коробки переключения передач (тип «084»)
Рис. 1.17. Пробка заливного отверстия на картере дифференциала четырехступенчатой коробки переключения передач (тип «084»)


— чтобы выполнить быструю проверку толщины фрикционного материала на одной из тормозных колодок, извлеките с внутренней стороны защитного кожуха тормозного механизма заглушку (см. рис. 1.17);
— определите износ колодки, прижав к фрикционному материалу колодки стержень, диаметр которого равен минимальной допустимой толщине этого материала. Если износ накладки одной из колодок больше допустимого, замените весь комплект колодок;
— чтобы произвести полную проверку, снимите и очистите тормозной барабан. При этом можно проверить также и состояние задних тормозных цилиндров и состояние самого тормозного барабана.
Проверка рулевого управления и подвески. Осуществляется следующим образом:
— зафиксируйте машину ручным тормозом, затем поднимите домкратом переднюю часть автомобиля, надежно установите его на опоры;
— осмотрите защитные пыльники шаровых опор и гофрированные чехлы реечного рулевого механизма на наличие трещин, протертых участков и признаков старения. Любой износ этих элементов ведет к утечке смазки, сопровождаемой проникновением внутрь грязи и воды, что вызывает их быстрый износ и выход из строя;
— на автомобилях, оборудованных гидравлическим усилителем рулевого управления, проверьте отсутствие протертых участков или старения материала жидкостных шлангов, а также отсутствие утечек из мест соединения трубок и шлангов. Также удостоверьтесь в отсутствии признаков утечки жидкости из резиновых гофрированных чехлов рулевого механизма, наличие которой указывает на дефекты жидкостных уплотнений внутри самого механизма;
— попробуйте покачать колесо, взявшись за него в положениях «12 часов» и «6 часов». Если будет обнаружен лишь небольшой люфт, можете не проводить дальнейших проверок. Чтобы выяснить причину возникшего люфта, попросите помощника нажать педаль тормоза, а сами в это время попробуйте покачать колесо. Если в этом случае люфт исчезнет или значительно уменьшится, то скорее всего неисправны подшипники ступицы. Если при нажатой тормозной педали перемещение остается заметным, вероятнее всего имеет место износ соединений или креплений подвески. Чтобы устранить его см. соответствующий раздел;
— далее проделай то же самое, взявшись за колесо уже в положениях «9 часов» и «3 часа». Наличие люфта скорее всего говорит об износе подшипников ступицы или шаровых шарниров поперечных рулевых тяг. Если пришли в негодность внутренние или наружные шаровые шарниры, перемещение будет заметным даже визуально;
— проверьте износ втулок опор подвески, пользуясь большой отверткой или монтировкой в качестве рычага, вставленного между соответствующим элементом подвески и местом его прикрепления. Поскольку опоры изготовлены из резины, то некоторое перемещение возможно, но слишком большой износ должен бросаться в глаза. Проверьте также состояние всех открытых резиновых втулок, стараясь обнаружить разрывы, трещины или разложение резины;
— поставьте автомобиль на колеса и попросите помощника покачать рулевое колесо вправо-влево с амплитудой примерно в одну восьмую от полного оборота. Между поворотом рулевого колеса и поворотом колес автомашины должен наблюдаться очень небольшой люфт или же его не должно быть совсем. Если имеет место значительный люфт, тщательно изучите состояние уже упомянутых элементов подвески, дополнительно проверьте отсутствие износ карданных шарниров рулевой колонки, сам рулевой механизм.
Проверка амортизаторов. Осуществляется следующим образом:
— осмотрите снаружи корпус амортизатора на предмет каких-либо признаков утечки жидкости. Если обнаружена утечка, замените оба амортизатора;

        ПРИМЕЧАНИЕ
В соответствии с рекомендацией завода-изготовителя амортизаторы всегда следует заменять только одновременно парами на каждой оси.

— проверьте эффективность работы каждого амортизатора, раскачивая автомобиль за каждый из углов кузова. Если амортизаторы исправны, кузов после нажатия должен возвращаться в исходное положение. Если кузов продолжает раскачиваться, скорее всего амортизатор неисправен — замените его;
— осмотрите верхнее и нижнее крепление стойки на предмет наличия признаков износа.
Проверка защитных чехлов приводных валов. Осуществляется следующим образом:
— поднимите и надежно зафиксируйте автомобиль, выверните рулевое колесо до упора, а затем медленно поворачивайте колесо автомашины;
— внимательно осмотрите резиновые гофрированные защитные чехлы шарниров равных угловых скоростей, в том числе и внутри складок. Убедитесь в отсутствии трещин, разрывов или признаков старения резины, которые могут вызвать утечку смазки и попадание в шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) воды и грязи. Проверьте также состояние и надежность крепления хомутов;
— если вы обнаружите какое-либо повреждение или ухудшение состояния материала, незамедлительно произведите их замену (см. соотв. раздел);
— проверьте общее состояние ШРУСов, сначала удерживая ведущий вал неподвижно и пытаясь повернуть колесо. Повторите эту проверку, удерживая внутренний шарнир и пытаясь повернуть ведущий вал. Любое заметное перемещение указывает на износ шарниров или шлицов ведущего вала или же на ослабление затяжки крепежной гайки ступицы;
— вращая соответствующее колесо, проверьте состояние приводных валов на предмет биения.
Проверка выхлопной системы. Осуществляется следующим образом:
— дайте полностью остыть двигателю и выхлопной системе (минимум один час);
— по возможности производите осмотр, используя подъемник или смотровую канаву;
— внимательно осмотрите все трубы и соединения на наличие утечек, серьезной коррозии и повреждений.
— удостоверьтесь, что все кронштейны и крепления находятся в хорошем состоянии и что все соответствующие гайки и болты затянуты. Утечку в любом из соединений или в других частях системы обычно можно обнаружить по черному пятну копоти около места утечки;
— попытайтесь покачать трубы и глушители. Если эти элементы касаются кузова или деталей подвески, то замените крепления системы или разъедините соединения и установите элементы выхлопной системы так, чтобы исключить возможность контакта.
Прочие работы, рекомендуемые заводом-изготовителем. Проделайте следующие операции:
— проверьте и при необходимости отрегулируйте свет фар;

        ПРИМЕЧАНИЕ
Точная регулировка света фар возможна только с помощью специализированного оптического оборудования и поэтому данная работа должна быть выполнена на станции технического обслуживания, располагающем таким оборудованием (в случае острой необходимости выполните приблизительную регулировку).

— если автомобиль оборудован подушками безопасности, проверьте их на отсутствие внешних повреждений; смажьте петли дверей и капота, обработайте маслом все замки, механизм запора капота;
— удостоверьтесь в надлежащей работе всего электрического оборудования, особое внимание уделите правильности показаний всех приборов;
— проверьте работу рулевого управления и подвески при маневрировании; убедитесь, что ощущается некоторое сопротивление рулевого механизма, отсутствуют как «мягкость», так и «жесткость», «закусывание» в определенных положениях; проверьте отсутствие каких-либо шумов в подвеске и рулевом управлении при поворотах, езде неровной дороге;
— обратите внимание на шумы при работе двигателя, сцепления, коробки передач, убедитесь в ровной работе двигателя на холостых оборотах и в отсутствии перебоев при ускорении на разных скоростных режимах; убедитесь в плавном и постепенном включении сцепления и плавной, без пробуксовывания, передаче крутящего момента, а также в отсутствии слишком большого свободного хода педали. Проконтролируйте отсутствие каких-либо посторонних шумов при нажатой педали сцепления; на коробке передач с ручным переключением проверьте легкость переключения всех передач, убедитесь в отсутствии шума и в том, что рычаг переключения передач перемещается без провалов и заеданий; на автоматической коробке передач убедитесь в легкости переключения всех передач, без заедания и увеличения оборотов двигателя между переключениями; проверьте, включается ли селектор во все положения на стоящем автомобиле;
— проверьте отсутствие при движении на низких скоростях «металлических» щелчков или хрустов при максимальном угле поворота колес в обе стороны; если слышны металлические щелчки, это означает, что изношен шарнир приводного — замените шарнир или один из его элементов;
— соблюдая меры предосторожности, проверьте на ходу тормозную систему автомобиля. Убедитесь, что во время торможения автомобиль не уводит в сторону. Обратите внимание, не происходит ли преждевременной блокировки одного или нескольких колес при интенсивном торможении. Убедитесь, что во время торможения не происходит передачи какой-либо вибрации через рулевое управление, педаль тормоза или заднюю подвеску. Проверьте стояночный тормоз: обеспечивает ли он необходимое тормозное усилие, чтобы удерживать автомобиль на склоне. Проверьте работу вакуумного усилителя тормозов: выключив двигатель, нажмите на педаль тормоза несколько раз, чтобы давление в вакуумном усилителе выровнялось с атмосферным; затем, не отпуская педаль тормоза, запустите двигатель. При пуске двигателя и по мере возрастания разряжения в вакуумном усилителе тормозов должно появиться заметное «смягчение» педали тормоза. Дайте поработать двигателю еще несколько минут, затем выключите его. Теперь при нажатии на педаль тормоза должно быть слышно шипение со стороны вакуумного усилителя тормозов. После четырех-пяти нажатий шипение должно прекратиться, вместе с тем педаль тормоза должна стать значительно жестче.