1.3. Комбинация приборов

Комбинация приборов
Рис. 1.5. Комбинация приборов: 1 — спидометр; 2 — индикатор указателей левого поворота; 3 — индикатор включения наружного освещения; 4 — индикатор указателей правого поворота; 5 — тахометр или аналоговые часы (в зависимости от комплектации автомобиля); 6 — указатель уровня топлива; 7 — кнопки установки показаний часов; 8 — цифровые часы или дисплей бортового компьютера; 9 — индикатор износа тормозных колодок передних тормозных механизмов; 10 — индикатор уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза; 11 — индикатор включения системы предпускового подогрева дизеля; 12 — индикатор зарядки аккумуляторной батареи; 13 — индикатор давления масла в системе смазки двигателя; 14 — дисплей бортовой информационной системы; 15 — индикатор аварийной температуры охлаждающей жидкости; 16 — кнопка изменения показания счетчика пройденного пути; 17 — указатель температуры охлаждающей жидкости


Компоновка приборов и индикаторов показана на рис. 1.5.
Указатель уровня топлива (6). При нахождении стрелки указателя в секторе сближенных меток запас топлива составляет 7 л. Емкость топливного бака указана в подразделе 1.15.
Кнопки (7) устанавливают время на дисплее.
Часы/дисплей бортового компьютера (8). На автомобилях в некоторых вариантах комплектации устанавливается бортовой компьютер, на дисплей которого выводится следующая информация: время в часах и минутах; длительность поездки с символом в виде циферблата; средний расход топлива с символом «1/100 км»; пройденный путь с символом «км»; температура масла системы смазки двигателя в виде бюретки и °С; температура наружного воздуха с символом в виде изображения солнца и °С.

Управление дисплеем бортовой информационной системы
Рис. 1.6. Управление дисплеем бортовой информационной системы: 1 — переключатель выбора вида информации; 2 — клавиша последовательного вывода информации на дисплей


Управление бортовым компьютером осуществляется с помощью селекторного переключателя, находящегося на правом подрулевом рычаге (рис. 1.6).
После краткого нажатия на клавишу 2 происходит последовательный вывод на экран дисплея перечисленных данных. При нажатии на клавишу «б» в течение более одной секунды дисплей переключается в режим отображения текущего времени.
Бортовой компьютер снабжен двумя запоминающими устройствами (ЗУ): ЗУ текущей информации (на дисплее — «MFA 1») и суммирующее ЗУ («MFA 2»). Чтобы осуществить выбор отображаемой информации, используется селекторный переключатель «а» на правом подрулевом переключателе. Он устанавливается в положение «1» или «2».
Запоминающее устройство текущей информации сохраняет данные с момента включения зажигания до окончания поездки и выключения зажигания. Если поездка составила менее двух часов, накопление информации продолжается и после выключения зажигания. При перерыве более двух часов между остановкой автомобиля и продолжением движения сохраненная информация удаля ется. В суммирующем ЗУ накапливаются суммарные величины регистрируемых параметров до достижения общей длительности езды 100 часов, суммарного пробега 10 000 км и количества израсходованного топлива 100 л. После достижения указанных величин информация удаляется и накапливается вновь.
Имейте в виду, что температура масла так же важна, как и температура охлаждающей жидкости! Не начинайте движение, если температура масла не достигла 50 °С, а при превышении предала в 145 °С незамедлительно остановите двигатель!

        ПРИМЕЧАНИЕ
Запоминающее устройство не сохраняет данных о температуре масла; данные о температуре наружного воздуха сохраняются только в течение 45 минут после выключения зажигания.

Вы можете очистить память обоих запоминающих устройств. Для очистки памяти ЗУ текущей информации при включенном зажигании установите переключатель 1 на левую метку «0»; для «обнуления» суммирующего ЗУ — на первую метку «0» и оставьте его в этом положении в течение более одной секунды. Информация в обоих ЗУ также обнуляется при отключении аккумуляторной батареи.
Индикатор износа передних тормозных колодок (9) мигает при включении зажигания (положение ключа зажигания «2» у машины, оборудованной дизельным двигателем) и должен гаснуть сразу после пуска двигателя. Если индикатор не гаснет при пуске двигателя или начинает мигать при движении автомобиля, проверьте состояние тормозных колодок передних тормозных механизмов. Несвоевременная замена изношенных тормозных колодок может повлечь за собой перегрев тормозных механизмов и, как следствие, неудовлетворительную работу тормозной системы, а также повреждение тормозных дисков.
Индикатор уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза (10) срабатывает при включении зажигания (положение ключа зажигания «2» у машины, оборудованной дизельным двигателем) и должен гаснуть сразу после пуска двигателя. Если индикатор не загорается при пуске двигателя или загорается при движении автомобиля, это указывает на снижение уровня жидкости в бачке для тормозной жидкости до аварийной отметки. Незамедлительно проверьте уровень жидкости в бачке тормозной системы, при необходимости долейте жидкость. Имейте в виду, что резкое падение уровня тормозной жидкости свидетельствует о значительной утечке ее из тормозной системы. Срочно обратитесь на станцию технического обслуживания, следуя к ней при соблюдении особых мер предосторожности. Помните, правила дорожного движения запрещают движение на машине с неисправной рабочей тормозной системой!
Индикатор системы предпускового подогрева дизельного двигателя (11) загорается на холодном двигателе при установке ключа выключателя зажигания в положение «2». Не сработавший в этом случае индикатор указывает на неисправность системы предпускового подогрева. После завершения предпускового подогрева свечей накаливания интенсивность свечения данного индикатора снижается примерно наполовину, именно в этот момент запускайте двигатель. При пуске горячего двигателя индикатор не загорается.
Индикатор зарядки аккумуляторной батареи (12) загорается при включении зажигания и должен гаснуть сразу после пуска двигателя. Если индикатор загорается или мигает при движении автомобиля, необходимо немедленно прекратить движение, остановить двигатель и проверить состояние и натяжение ремня привода генератора. В случае обрыва ремня на автомобилях, где привод жидкостного насоса осуществляется тем же ремнем, что и генератор, замените ремень на месте. На автомобилях с бензиновыми двигателями моделей ABD, AEX, ABU, AEA, АЕЕ, а также на автомобилях с дизельными двигателями, на которых жидкостный насос системы охлаждения имеет привод, отдельный от генератора, вы можете продолжить движение до ближайшей станции технического обслуживания, принимая во внимание то, что аккумуляторная батарея при этом будет постоянно разряжаться. Если индикатор горит, а ремень привода генератора не поврежден, допускается движение до ближайшей станции технического обслуживания при отключении максимального количества потребителей бортовой электроэнергии.
Индикатор давления масла (13) в системе смазки двигателя загорается при включении зажигания и должен гаснуть сразу после пуска двигателя. В случае, если индикатор загорается или мигает при движении автомобиля или при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 2000 мин-1, включается зуммер, необходимо немедленно прекратить движение, остановить двигатель и проверить уровень масла в системе смазки двигателя. Если при нормальном уровне масла индикатор продолжает гореть, обратитесь на станцию технического обслуживания.
Дисплей бортовой информационной системы (8) может отображать следующую информацию: суммарный пробег («total»); суточный пробег («trip»); указывать на необходимость проведения работ по техническому обслуживанию. Режимы индикации переключаются с помощью кратковременного нажатия на кнопку изменения показаний на дисплее бортовой информации (7). Таким образом, вместо показания суммарного пробега появляется информация о начале отсчета суточного пробега и надпись «trip». Для сброса показаний счетчика суточного пробега удерживайте кнопку (7) в нажатом положении более одной секунды.
Если срок выполнения технического обслуживания не наступил, на дисплее при включении зажигания или повороте ключа включения приборов и стартера в положение «2» появляется надпись «IN00». При приближении срока выполнения операций технического обслуживания при включенном зажигании на дисплее периодически появляется одно из трех сообщений:
— «OEL» — заменить масло в системе смазки двигателя;
— «IN01» — провести ТО1;
— «IN02» — провести ТО2.
Чтобы записать в память бортовой информационной системы сведения о проведении ТО, действуйте следующим образом:
— включите зажигание (положение ключа в замке зажигания «2»), затем нажмите на кнопку изменения показаний счетчика пройденного пути (16) и удерживайте ее в нажатом положении;
— выключите зажигание (положение «1» ключа), при этом на дисплее появится надпись «OEL», которую, в зависимости от комплектации автомобиля, можно удалить кратковременным нажатием на клавишу перевода стрелок аналоговых часов или на кнопку установки показаний цифровых часов;
— снова нажмите на кнопку изменения показаний счетчика пройденного пути, при этом на дисплее последовательно появятся сообщения «IN01», «IN02», которые удаляются методом, описанным выше;
— после записи в память бортовой информационной системы какой-либо информации включите зажигание (положение «2»).
Указатель температуры охлаждающей жидкости (17) отградуирован начиная с 50 °С. Не эксплуатируйте автомобиль до выхода стрелки за пределы сектора со сближенными рисками (недостаточная температура двигателя) с большой частотой вращения коленчатого вала — это может вызвать его повреждение. При нормальном температурном режиме стрелка индикатора должна находиться в середине шкалы, что соответствует приблизительно 90 °С. Перемещение стрелки указателя температуры в сектор за отметку 110 °С говорит о перегреве двигателя. Нахождение стрелки в этом секторе допускается только на короткий промежуток времени при высокой температуре наружного воздуха и при значительной нагрузке на двигатель.
При нахождении стрелки за указанной отметкой и мигании индикатора аварийной температуры охлаждающей жидкости необходимо немедленно остановить двигатель — длительный перегрев может привести к серьезным неисправностям, вплоть до полной замены двигателя.
Перегрев может быть вызван рядом причин. Во-первых, это неисправность электровентилятора системы охлаждения из-за перегорания плавкого предохранителя. Во-вторых, уровень охлаждающей жидкости может быть недостаточен. Если уровень находится в норме и плавкий предохранитель цел, но индикатор все равно горит, не запускайте двигатель до выяснения причины перегрева!
Если же перегрев двигателя вызван неисправностью электровентилятора, а индикатор не горит, можно продолжать движение, внимательно следя за температурой охлаждающей жидкости и не допуская длительной работы двигателя на холостом ходу и небольшой скорости движения автомобиля.
На автомобилях с автоматическим контролем уровня охлаждающей жидкости мигание индикатора аварийной температуры при нахождении стрелки в средней части шкалы указывает на недостаточный уровень охлаждающей жидкости.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Индикатор аварийной температуры охлаждающей жидкости (8) мигает несколько секунд после поворота ключа зажигания или включения приборов и стартера и гаснет после пуска двигателя.