2.2.20. Снятие и установка поршней, поршневых колец и шатунов

Поршни, поршневые кольца и шатуны
Рис. 2.126. Поршни, поршневые кольца и шатуны: 1 – верхнее кольцо; 2 – 2-ое кольцо; 3 – маслосъемное кольцо; 4 – поршень; 5 – шатун (А); 6 – крышка шатунного подшипника; 7 – шатунный подшипник (В); 8 – поршневой палец; 9 – стопорное кольцо поршневого пальца; 10 – глухая гайка подшипника



Момент затяжки
Нанесите моторное масло на поверхности трения каждой детали.
«A»: Нанесите моторное масло на поверхности трения, кроме внутренней поверхности головки шатуна и болтов. Проверьте диаметр болта шатуна при повторном использовании.
«B»: Стрелка на крышке должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала.

Снятие
Снимите силовой агрегат с автомобиля.
Снимите головку блока цилиндров.
Нанесите метки (№ цилиндра) на всех поршнях, шатунах и крышках шатунов, используя серебряный карандаш или быстросохнущую краску.
Снимите крышки шатунов.
Наденьте направляющие шланги 1 на резьбовые части болтов шатунов. Это предотвратит повреждение шатунных шеек коленвала и резьбу болтов при снятии шатунов.

Резьбовые части болтов шатунов
Рис. 2.127. Резьбовые части болтов шатунов



Удалите нагар со стенок верхней части цилиндров перед извлечением поршней из цилиндров.
Выньте поршни с шатунами через верхние части цилиндров.

Установка
Нанесите моторное масло на поршни, кольца, стенки цилиндров, шатунные подшипники и шатунные шейки.

ПРИМЕЧАНИЕ
Проверьте деформацию шатунных болтов.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не наносите масло между шатуном и подшипником (вкладышем) или между шатунной крышкой и подшипником (вкладышем).

Установите направляющие шланги 1 на шатунные болты. Шланги предохраняют шатунные шейки коленчатого вала и резьбу болтов от повреждений при установке шатунов в сборе с поршнями.

Резьбовые части болтов шатунов
Рис. 2.128. Резьбовые части болтов шатунов



При установке поршня с шатуном в цилиндр, ориентируйте поршень с шатуном так, чтобы передняя метка 1 на днище поршня была обращена в сторону шкива коленчатого вала.

Передняя метка 1 на днище поршня должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала
Рис. 2.129. Передняя метка 1 на днище поршня должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала: A – сторона шкива коленчатого вала; B – сторона маховика




Установка поршня в цилиндр
Рис. 2.130. Установка поршня в цилиндр



Установите поршень с шатуном в сборе в цилиндр. Используйте специальный инструмент (приспособление для сжатия поршневых колец), чтобы сжать кольца. Установите шатун на шейку коленчатого вала. Ручкой молотка утопите поршень в цилиндр. Удерживайте приспособление для сжатия поршневых колец неподвижно относительно блока цилиндров до тех пор, пока все поршневые кольца не войдут в цилиндр.

Установка крышки шатуна
Рис. 2.131. Установка крышки шатуна



Установите крышку шатуна 1 следующим образом.
Метка (стрелка) 2 на крышке должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала.
Затяните глухую гайку крепления крышки шатуна следующим образом.
I. Затяните все гайки моментом 15 Н·м.
II. Дополнительно затяните их еще на 45°.
III. Повторите операцию II еще раз.
Момент затяжки гайки крышки шатуна (a): 15 Н·м, доверните на 45° и 45°.
Установка производится в порядке, обратном снятию.