5.1. Как происходит охлаждение

Насос охлаждающей жидкости, приводимый в действие клиновым ремнем, постоянно прокачивает охлаждающую жидкость в системе охлаждения. При холодном двигателе термостат перекрывает доступ к радиатору, и циркуляция охлаждающей жидкости ограничивается водяной рубашкой двигателя и отоплением (см. главу Отопление и вентиляция).

При нормальной рабочей температуре охлаждающая жидкость циркулирует от нижнего штуцера правого бачка радиатора к водяному насосу и оттуда в корпус двигателя и головку блока цилиндров. Затем большая часть переходит через открытый термостат к верхнему штуцеру радиатора, в то время как другая часть течет к нагревателю и в зависимости от модификации двигателя направляется в разные узлы двигателя, как например впускной коллектор и расширительный бачок или устройство предварительного нагрева (дизель). В радиаторе охлаждающая жидкость протекает по тонким трубкам, соединенным охлаждающими вертикальными пластинами, и охлаждается проходящим через радиатор воздухом.