13.4. Электрические провода и плавкие предохранители

Жгуты проводов, из которых выходят цветные кабели, заканчивающиеся многоштырьковыми разъемами, расскажут Вам в этой главе с помощью электросхем, сколько и откуда электрического тока прибывает и куда он, соответственно, поступает.

Минус в «массе»

Электрический ток может протекать только в замкнутой цепи. Если Вы включаете дома выключатель, то загорается свет.

То же происходит и в автомобиле; от аккумуляторной батареи или генератора электрический ток поступает через соответствующие потребители, назад к аккумуляторной батарее или генератору.

К большинству потребителей тока в Renault 19 присоединены два провода. Но только один из них идет непосредственно до аккумуляторной батареи или соответственно до трехфазного генератора переменного тока. Другой провод, в большинстве случаев, привинчен к стальному листу кузова.

Следует знать, что металлические части кузова, двигателя и, соответственно, коробки передач также проводят электрический ток. В автомобильной электрике их обозначают термином «масса». Они обеспечивают возвращение тока к отрицательному полюсу аккумуляторной батареи. Правило для запоминания: минус в массе.

Если потребитель тока расположен непосредственно на металле, то ему требуется только один соединительный провод, но в сегодняшнем, богатом пластмассой автомобиле, почти всегда имеются соединения, осуществляющие контакт потребителя с «массой».

Рекомендация: если потребитель тока не работает, это нередко происходит из-за отсутствия соединения с массой. Отсутствующий контакт с массой приводит к выпадению потребителя из цепи. При этом необходимо восстановить контакт.

Маркировка и назначение проводов

Пестрая путаница проводов в автомобиле, собственно, очень хорошо организована, так как по цвету провода можно определить его назначение. Кроме того, большинство соединений пронумерованы в многоштырьковых колодках и реле. При нумерации соблюдают внутренний стандарт Renault. При выборе цвета провода «стандарт Renault» в Renault 19 совпадает с большинством известных у нас норм.

Далее приводятся цвета проводов и их базовые функции:

Красный постоянно передает электрический ток от положительного полюса аккумуляторной батареи и, соответственно, при работающем двигателе от генератора. Неосторожное обращение с инструментом может привести к короткому замыканию или к возникновению искрового разряда, если не снят минусовой провод аккумуляторной батареи. На Renault 19 это всегда токопроводящий кабель; при необходимости на нем нанесены дополнительные цветные полосы.

Желтый подает электрический ток только при включенном зажигании; при этом, кроме катушки зажигания, электрическим током снабжаются те потребители, которые должны получать электрический ток только при работе двигателя. Для определенных потребителей тока на кабеле также могут быть цветные полосы.

Черный предназначен непосредственно для соединений с «массой». Потребитель тока должен быть связан с «массой» транспортного средства черным проводом, чтобы электрическая цепь была замкнута.

Синий предназначен для электрических цепей индикации состояния и опознавания.

Провода

Вы видите только концы отдельных пестрых проводов, так как они протянуты в черных защитных шлангах.

При самостоятельном подключении дополнительного оборудования важно, чтобы правильно было подобрано поперечное сечение кабеля, в зависимости от мощности (силы электрического тока) соответствующего потребителя. Для контрольных ламп достаточно сечение 0,5 мм , стартеру нужен 16- мм провод. Слишком тонкий провод нагревается, и напряжение при этом спадает. В случае, если, например, к дополнительной фаре подается вместо требуемых 12 В, только 10 В, а то и 9,5 В — то ее свет будет тусклым.

Коробка предохранителей

Все провода объединены в определенную цепь линий. Все они идут от коробки предохранителей, справа под панелью приборов к отдельным потребителям. В коробке предохранителей расположено 29 плавких предохранителей и 12 реле. Кроме того, в моторном отсеке рядом с левой стойкой амортизатора в зависимости от оснащения в различном количестве и порядке находятся дополнительные реле и плавкие предохранители в коробках реле.

Если при поиске неисправности выяснилось, что подводящие провода, соответствующий предохранитель и, соответственно, реле не повреждены, то неисправность следует искать в коробке предохранителей.

Плавкие предохранители

Если из-за дефекта потребителя тока или провода возникает короткое замыкание (которое является ничем иным, как значительным увеличением силы тока в цепи) или в уже до предела загруженную электрическую цепь подсоединяются дополнительные потребители, то электрическая цепь перегружается. Начинают нагреваться провода, обмотка генератора, и может закипеть электролит — все это происходило бы, если в электрическую цепь не были бы включены плавкие предохранители. При перегрузке в цепи тонкий провод предохранителя перегорает за доли секунды и разрывает электрическую цепь.

Для того, чтобы Renault 19 при подобной неисправности не остался полностью без электропитания, плавкие предохранители распределены на различные электрические цепи. Разумеется, соединения между стартером, аккумуляторной батареей, генератором и замком зажигания не снабжены предохранителями. В коробке предохранителей Вы не найдете причины неисправности указанных устройств. Система впрыска и все остальные электрические агрегаты оборудованы предохранителями.

Renault 19 оснащен так называемыми плоскоразъемными плавкими предохранителями. В окрашенной пластмассовой части расположены два плоских разъема, которые связаны плавким проводом. Перегоревший предохранитель Вы сможете узнать по пережженному плавкому проводу и по сломанной или оплавленной пластмассовой оболочке. Для различия их допустимой нагрузки плавкие предохранители, дополнительно к описанию, маркированы цветом: 3 A = фиолетовый; 5 A = коричневый; 10 A = красный; 15 A = синий; 20 A = желтый; 25 A = бесцветный; 30 A = зеленый.

Замена предохранителей

Коробка предохранителей со стороны переднего пассажира, в зависимости от оснащения и от модификации, выглядит по-разному. После откручивания на четверть оборота обоих винтовых запоров, слева и справа коробку предохранителей можно опустить вниз.
Если при смене предохранителя у Вас не окажется предохранителя подходящей мощности,
Вы можете вставить на некоторое время более сильный или более слабый предохранитель, однако не забудьте при первой же возможности заменить его на предписанный для этой цепи предохранитель.

Предохранители могут быть заменены в коробке предохранителей со стороны переднего пассажира. Также там можно заменить и реле. К боксу реле в моторном отсеке Вы попадете, открыв капот.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для того чтобы вытащить предохранитель, у Вас должны быть тонкие плоскогубцы или пинцет.
  2. Если новый предохранитель сразу перегорает, посмотрите, не вставили ли Вы слишком слабый предохранитель.
  3. Если был вставлен соответствующий предохранитель, то используя таблицу плавких предохранителей, определите, какие потребители подключены к этой цепи, и проверьте их по отдельности. В этом Вам поможет также соответствующая электросхема.
  4. В случае сомнений отсоедините все потребители и подключайте их снова по очереди. Неисправен тот потребитель, на котором перегорит плавкий предохранитель.