10.15. Замена наконечников поперечной рулевой тяги

Элементы рулевого управления

1 — труба-оболочка с верхним рулевым валом и креплением для замка-выключателя зажигания и противоугонного устройства;
2 — карданный шарнир;
3 — нижний рулевой вал;
4 — рулевая уплотнительная манжета;

5 — тяга рулевой трапеции;
6 — наконечник поперечной рулевой тяги;
7 — корпус зубчатой рейки;
8 — сухарь с упорным кольцом, нажимной пружиной и заглушкой для регулировки малой рулевой шестерни.


Детали рулевой поворотной опоры

1 — стойка с амортизатором в сборе;
2 — рулевая поворотная опора;
3 — отражатель тормозного диска;
4 — ступица колеса;

5 — тормозной диск;
6 — поперечный рычаг подвески;
7 — подшипник колеса.

Наконечники поперечной рулевой тяги привинчены по отдельности. Таким образом, при повреждении нет необходимости полностью менять всю поперечную рулевую тягу.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Приподнимите машину, зафиксируйте спереди и снимите колесо.
  2. Ослабьте самоконтрящуюся гайку c наконечника поперечной рулевой тяги на рулевом рычаге рулевой поворотной опоры.
  3. Отожмите наконечник поперечной рулевой тяги с помощью съемника вниз из рулевого рычага, а затем открутите гайку.
  4. Ослабьте контргайку на конце поперечной рулевой тяги, при этом придерживайте шестигранник рулевой тяги со стороны коробки передач с помощью ключа.
  5. Открутите наконечник от поперечной рулевой тяги, запоминая при этом точное количество оборотов для облегчения последующей сборки.
  6. Затяните гайку наконечника поперечной рулевой тяги моментом 35 Н.м.

 Рекомендация: чтобы защитить наконечники поперечной рулевой тяги от преждевременного износа из-за повреждения уплотняющей манжеты, их необходимо обмотать чистой тряпкой сразу после того, как они будут отжаты от рулевой поворотной опоры; также необходимо защитить шаровую головку поперечного рычага подвески.

Замена уплотнительных манжет рулевого привода

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите наконечники поперечной рулевой тяги. При откручивании запишите точное число оборотов, чтобы иметь возможность при последующей сборке установить наконечники в прежнее положение — иначе будет нарушена регулировка схода-развала!
  2. Ослабьте и снимите оба стяжных хомута уплотнительной манжеты. Замените стяжные хомуты первого монтажа на резьбовые стяжные хомуты.
  3. Снимите уплотнительную манжету.
  4. Перед установкой очистите тягу рулевой трапеции и слегка смажьте ее.
  5. Продвиньте уплотнительную манжету по тяге рулевой трапеции и при этом следите за тем, чтобы она правильно сидела в пазах тяги рулевой трапеции и корпуса зубчатой рейки и не была перекручена. Иначе манжета будет повреждена и не сможет обеспечить необходимую герметичность.
  6. Закрепите уплотнительную манжету стяжным хомутом. Внешний хомут уплотнительной манжеты устанавливайте только после того, как машина будет опущена и будет проверена правильность установки сход-развала.
  7. Установите наконечники тяги рулевой трапеции и затяните их новой самоконтрящейся гайкой моментом 35 Н.м.
  8. Проверьте сход-развал и положение рулевого колеса и при необходимости отрегулируйте.

Снятие рулевой поворотной опоры

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Открутите колесные болты.
  2. Ослабьте гайку ступицы колеса (головка SW 30).
  3. Приподнимите машину, зафиксируйте и снимите колесо.
  4. Снимите суппорт дискового колесного тормозного механизма и подвесьте на проволоке.
  5. Если имеется АБС, то разберите датчик частоты оборотов и кронштейн провода со стойки амортизатора.
  6. Открутите болт тормозного диска и снимите его со ступицы колеса. Возможно, потребуется использование ударной отвертки.
  7. Снимите отражатель тормозного диска.
  8. Снимите наконечник поперечной рулевой тяги.
  9. Отожмите шаровой шарнир поперечного рычага от рулевой поворотной опоры. Для этого открутите крепежный болт.
  10. Снимите рулевую поворотную опору со стойки амортизатора.
  11. Открутите гайку ступицы колеса и снимите ее с помощью съемника с рулевой поворотной опоры. Если имеется АБС, то заранее разберите датчик частоты оборотов.
  12. Стяните рулевую поворотную опору с передней полуоси или отожмите ее с помощью съемника с приводного вала.
  13. Подвесьте полуось с помощью проволоки.
  14. Установка осуществляется в последовательности, обратной очередности снятию.
  15. Наденьте ступицу колеса на клиновое зацепление ведущего вала и прижмите гайкой ступицы. Предварительно смажьте шлицевое соединение приводного вала средством Loctite Scelbloc, чтобы зафиксировать шлицевое соединение в рулевой поворотной опоре.

Снятие подшипника переднего колеса

На рисунке в разрезе изображен подшипник переднего колеса в рулевой поворотной опоре

1 — ступица колеса;
2 — упорное кольцо;
3 — гайка ступицы колеса;
4 — шлицевое соединение выходного конца ведущего вала;

5 — внешнее вращающееся кольцо подшипника;
6 — рулевая поворотная опора;
7 — шарнир приводного вала;
8 — внутреннее вращающееся кольцо подшипника.


Здесь изображено (верхний рисунок), как сначала напрессовывается полный подшипник колеса (2) посредством трубы подходящего диаметра (1) до упора на рулевую поворотную опору (3). При этом внешняя сторона опирается на подходящую кольцевую опору (4). Внутреннее пластмассовое кольцо пока не следует удалять, так как оно удерживает внутреннее вращающееся кольцо.
После установки распорного кольца (5) (нижний рисунок) на ступицу колеса (6) необходимо запрессовать оба внутренних кольца подшипника (после удаления пластмассовой втулки) в сборе с рулевой поворотной опорой при помощи трубы подходящего диаметра (1) на ступицу колеса. Соответствующие величины диаметра трубы указаны в тексте ранее.

Так как только в автомастерской Renault имеются все необходимые инструменты для снятия подшипника, лучше всего проводить его именно там. Подшипники ступицы переднего колеса движутся в точно выверенных вращающихся кольцах. Подшипники, вращающиеся кольца, ступица и рулевая поворотная опора имеют жесткие допуски. Поэтому регулировка подшипников не производится. Из-за жестких допусков крайне важен точный и технически правильный монтаж.

Наружное кольцо подшипника запрессовано в рулевую поворотную опору, а внутреннее вращающееся кольцо подшипника напрессовано на ступицу колеса. Ни в коем случае нельзя стучать по новому подшипнику молотком при его установке, так как это может привести к выходу подшипника из строя уже через несколько тысяч километров. При повреждении одного подшипника необходимо заменить сразу оба подшипника с вращающимися и уплотнительными кольцами.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите рулевую поворотную опору.
  2. Зажмите ступицу колеса в тиски с защитными щечками.
  3. С помощью съемника (например, приспособление Renault FACOM U53G + 53E с защитной муфтой Rou. IS-01) снимите внутреннее кольцо подшипника со ступицы.
  4. Зажмите рулевую поворотную опору в тиски и выньте клещами упорное кольцо подшипника из отверстия ступицы колеса.
  5. Выжмите внешнее кольцо подшипника одним из внутренних колец подшипника из отверстия ступицы. Для этого не надо снимать корпус и уплотнения подшипника.
  6. При установке снимите оба внешних предохранительных пластмассовых кожуха нового подшипника и вставьте подшипник вместе с предохранительной втулкой внутреннего кольца в отверстие ступицы колеса рулевой поворотной опоры.
  7. В зависимости от диаметра отверстия ступицы колеса (63 или 71 мм) приставьте короткую трубу соответствующего диаметра к наружному кольцу подшипника колеса и запрессуйте подшипник до упора. При этом ни в коем случае не упирайтесь во внутреннее кольцо!
  8. Выньте внутреннюю предохранительную пластмассовую втулку.
  9. Вставьте упорное кольцо подшипника колеса.
  10. Смажьте уплотнительные кромки подшипника соответствующей смазкой.
  11. Насадите упорное кольцо на ступицу колеса.
  12. Установите рулевую поворотную опору на ступицу колеса.
  13. Возьмите отрезок трубы (наружный диаметр 45 или, соответственно, 48 мм, внутренний диаметр 39 или, соответственно, 43 мм) диаметром, который точно соответствует диаметру внутреннего кольца подшипника, и запрессуйте рулевую поворотную опору до упора на ступицу колеса.

 Рекомендация: если Renault 19 оборудован АБС, то при проведении работ следите за тем, чтобы не повредить импульсное колесо, иначе АБС может выйти из строя.