3.5. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек

Ниже описаны процедуры проверки уровня жидкости, производимые через каждые 400 км пробега или еженедельно. Описание других проверок уровней жидкости можно найти далее в Разделах, посвященных специфическим процедурам обслуживания. Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкость вытекала под автомобиль, - подобные утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно.

При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально!


Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, тормозной и системы омывания ветрового стекла. Ввиду постепенного расхода и/или загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Прежде чем приступать к доливанию жидкости в какой-либо из перечисленных компонентов изучите требования Спецификаций к типам и объемам применяемых жидкостей.

Двигательное масло

Визуальный контроль утечек

При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте места наиболее вероятного развития утечек:
  • Уплотнительный элемент крышки заливной горловины, - проверьте на наличие на наличие трещин и прочих механических повреждений;
  • Компоненты системы вентиляции картера (в частности - вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к шлангу всасывания воздуха);
  • Прокладка крышки головки цилиндров;
  • Прокладка головки цилиндров;
  • Уплотнительное кольцо сливной пробки поддона картера двигателя;
  • Прокладка масляного фильтра, - внимательно изучите место прилегания фильтра к фланцу;
  • Прокладка поддона картера.
  • Передний и задний сальники коленчатого вала.
  • Заверните генератор в полиэтилен, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем, - затем, через непродолжительное время, - промойте водой на автомойке.

    Стыки сопрягаемых поверхностей и уплотнительные элементы силового агрегата присыпьте снаружи известью или тальком.

    Проверьте уровень масла, при необходимости долейте.

    В ходе короткой (порядка 30 км) поездки (желательно по скоростной трассе) прогрейте двигатель, - разогретое масло отличается повышенной текучестью и легче просачивается через неплотности.

    Запаркуйте автомобиль и, подсвечивая себе лампой, исследуйте двигатель с целью локализации источников утечек масла.

    Устраните причины развития утечек.

    Проверка уровня

    Максимальный допустимый расход двигательного масла составляет 1л/1000 км, реальный уровень потребления масла зависит от манеры, - частое движение с высокими оборотами двигателя ведет к увеличению расхода масла.

    Информация по принципу функционирования контрольной лампы уровня двигательного масла приведена в Разделе Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы Главы Руководство по эксплуатации


    Об опасном падении уровня двигательного масла водителя предупреждает встроенная в сборку замка зажигания контрольная лампа (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы Главы Руководство по эксплуатации). Датчик-выключатель уровня масла помещается под автомобилем, в правом переднем углу поддона картера двигателя.


    Местоположение заливной горловины и щупа измерения уровня двигательного масла на моделях S280 и S320

    1 — Щуп


    Местоположение заливной горловины и щупа измерения уровня двигательного масла на моделях S300TDI


    1 — Горловина
    2 — Щуп


    Местоположение заливной горловины и щупа измерения уровня двигательного масла на моделях S420 и S500

    1 — Щуп
    2 — Горловина


    Местоположение заливной горловины и щупа измерения уровня двигательного масла на моделях S600

    1 — Щуп
    2 — Горловина


    Проверка уровня двигательного масла производится при помощи измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого в двигатель до нижней точки поддона его картера. Проверка уровня масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, либо спустя порядка 5 минут после остановки двигателя. Если выполнить проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.

    Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Заправьте щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее количество масла требуемого сорта.


    Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата в результате чрезмерного повышения давления.

    Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять оборудованную резьбой крышку заливной горловины. Во избежание разбрызгивания масла во время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком поверхность масляного фильтра.

    Заглушите двигатель, обождите 5-10 минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз проверьте его уровень.

    Избыток масло необходимо слить или откачать, - чрезмерный уровень двигательного масла может явиться причиной выхода из строя каталитического преобразователя. Проследите за надежностью затягивания крышки заливной горловины.


    Проверка уровня моторного масла является важной профилактической процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, - в случае присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).

    Охлаждающая жидкость двигателя

    Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля.

    Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды.

    Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода.

    Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость.

    Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных.

    О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок.

    Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!

    В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке



    Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Белый пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором.

    По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость заполняет бачок. При остывании двигателя охлаждающая жидкость автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня. Об опасном падении уровня охлаждающей жидкости водителя предупреждает включенная в состав комбинации приборов контрольная лампа (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы Главы Руководство по эксплуатации). Датчик-выключатель уровня охлаждающей жидкости помещается в нижней части расширительного бачка системы охлаждения.


    Проверка уровня охлаждающей жидкости в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии охлаждающей жидкости ее уровень должен доходить до отметки «MIN» в расширительном бачке. В горячем состоянии охлаждающей жидкости уровень должен быть примерно на 1.5 см выше. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, - добавляйте 40%/60%-ную смесь антифриза на основе этиленгликоля с водой (см. Спецификации).

    Прогоните автомобиль и снова измерьте уровень охлаждающей жидкости. Если до нужного уровня требуется долить лишь небольшое количество охлаждающей жидкости, то для этого можно использовать чистую воду. Однако частые добавления воды разбавят антифриз. Для того, чтобы обеспечить нормальное соотношение антифриза и воды, всегда доливайте до нужного уровня требуемой смесью.

    Если уровень охлаждающей жидкости падает регулярно, то в системе возможно наличие утечки. Осмотрите радиатор, шланги, крышку заливной горловины, сливные пробки и водяной насос (обратитесь к Разделу Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости). Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки расширительного бачка и радиатора в условиях СТО.

    Если Вам нужно снять крышку, подождите, пока двигатель полностью остынет, затем оберните кусок толстой ветоши вокруг крышки и отверните ее до первого упора. Если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охлаждающая жидкость, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем снимите крышку.

    Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости. Он должен быть относительно чистым. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, ее необходимо слить, промыть систему и заполнить ее новой смесью. Даже если охлаждающая жидкость выглядит нормально, входящие в его состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому его следует заменять через определенные промежутки времени.

    Для проверки морозоустойчивости охлаждающей жидкости необходимо использовать ареометр.

    Тормозная жидкость

    Тормозная жидкость может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу тормозной системы.


    Главный цилиндр тормозной системы установлен в заднем левом углу двигательного отсека. О падении уровня тормозной жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы в Главе Руководство по эксплуатации) поплавковый датчик-выключатель которой встроен в крышку резервуара ГТЦ.

    Уровень тормозной жидкости проверяется визуально, по меткам на пластиковом резервуаре, установленном на главном цилиндре. Уровень жидкости должен быть между метками «MAX» и «MIN». Если уровень ниже допустимого, сначала протрите верх резервуара и крышку чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи в систему после снятия крышки. Долейте до нужного уровня рекомендованной жидкостью, но не переливайте.

    Пока снята крышка резервуара, проверьте жидкость и резервуар главного цилиндра на наличие загрязнений. Если в нем присутствуют частицы ржавчины, грязи или капли воды, жидкость из системы следует слить и залить новую.

    После дополнения резервуара до нужного уровня удостоверьтесь, что крышка установлена ровно, во избежание утечек жидкости и/или попадания грязи.

    Уровень жидкости в главном цилиндре будет слегка падать в результате изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок. Нет необходимости доливать ее до тех пор, пока уровень остается возле метки «MIN»; он поднимется после замены накладок. Очень низкий уровень может указывать на износ тормозных колодок. Проверьте их на наличие износа (см. Раздел Проверка тормозной системы).

    Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, немедленно проверьте всю систему на наличие утечек. Обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения, вместе с суппортами, колесными цилиндрами и главным цилиндром (обратитесь к Разделам Проверка тормозной системы, Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек).

    Если при проверке уровня жидкости резервуар окажется пуст или почти пуст, тормозная система должна быть проверена на наличие утечек и прокачана (обратитесь к Главам Сцепление и Тормозная система).

    Жидкость системы гидроусиления руля (ГУР)

    Если уровень жидкости в резервуаре опустился ниже зоны, соответствующей температуре жидкости, рулевое управление с гидравлическим усилителем рулевого механизма необходимо проверить в специализированной мастерской, поскольку имеет место потеря жидкости. В этом случае недостаточно ограничиться лишь дополнением уровня жидкости.


    Проверка уровня жидкости ГУР на моделях, оборудованных двигателями серии 104 и 119

    30 — Резервуар ГУР
    30с — Пластмассовый указатель


    Проверка уровня жидкости ГУР производится при температуре порядка 20°С. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «МАХ» пластмассового указателя резервуара/(кроме моделей, оборудованных двигателями серии 120)/лезвия вмонтированного в крышку резервуара измерительного щупа (модели с двигателями серии 120). Полный объем резервуара составляет 1.4 л.

    Информация по корректировке уровня жидкости ГУР для дизельных моделей на момент составления настоящего Руководства производителями представлена не была, принцип же аналогичен одному из описанных выше для бензиновых двигателей.

    Жидкость омывателя ветрового стекла/линз фар

    Концентрат стеклоомывающего средства легко воспламеняем! При обращении с концентратом стеклоомывающего средства применение огня, открытого пламени и курение запрещаются.


    Жидкость для омывания ветрового стекла содержится в пластиковом резервуаре в правом переднем углу двигательного отсека. Заливная горловина резервуара выведена в панель передка и находится между правой блок-фарой и радиатором. Вместимость резервуара приведена в Спецификациях.


    О падении уровня охлаждающей жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы (см. Раздел Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы Главы Руководство по эксплуатации). Датчик-выключатель контрольной лампы вмонтирован в верхнюю часть резервуара охлаждающей жидкости.


    В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной водой, но рекомендуется добавлять в воду средства для мытья стекол (летний концентрат МВ имеет маркировку S). Резервуар должен заполняться не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный концентрат для омывания ветрового стекла (маркировка W), снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз, смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя на упаковке.

    Не используйте антифриз системы охлаждения - он повредит окрашенные поверхности автомобиля!