3.12. Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости

Обратитесь также к материалам Раздела Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек

Многие серьезные нарушения в работе двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, то ее функционирование и срок службы также напрямую связаны с работой системы охлаждения.

Проверка системы охлаждения должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за текущий день поездкой или не ранее, чем через три часа после выключения двигателя.

Медленно, соблюдая осторожность на случай, если двигатель еще не совсем остыл, снимите крышку расширительного бачка. Тщательно промойте ее изнутри и снаружи чистой водой. Также промойте заливную горловину бачка. Наличие следов коррозии в заливной горловине означает, что охлаждающую жидкость следует заменит. Охлаждающая жидкость внутри расширительного бачка должен быть сравнительно чистым и прозрачным. Если он имеет буроватый цвет, опорожните систему и залейте в нее новую охлаждающую жидкость.

Шланги, также как и приводные ремни, имеют свойство выходить из строя в самый неподходящий момент - во избежание неприятностей, связанных с разрывом шлангов радиатора или отопителя, внимательно осматривайте их, как показано на иллюстрации

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно проверьте шланги радиатора, а также шланги отопителя, которые имеют меньший диаметр. Проверяйте шланги системы охлаждения по всей длине, производя замену любого треснувшего, вздутого или изношенного шланга. Трещины легче обнаружить, если сжать шланг рукой. Обратите особое внимание на хомуты, удерживающие шланги на компонентах системы охлаждения. Эти хомуты могут порезать или проткнуть шланги, что приведет к утечке охлаждающей жидкости.
2. Удостоверьтесь в надежности крепления всех шланговых соединений. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде белых или ржавого цвета отложений в области нарушения герметизации. Если на Вашем автомобиле используются хомуты проволочного типа, то имеет смысл заменить их на хомуты винтового типа.
3. С помощью сжатого воздуха или мягкой щетки очистите переднюю часть радиатора (а также конденсатор кондиционера воздуха, там, где он имеется). Удалите всех насекомых, листья и прочие посторонние предметы, попавшие на ребра радиатора, - будьте очень осторожны, чтобы не повредить ребра и не порезать о них пальцы.
4. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает, а Вы не обнаружили никаких утечек, следует произвести проверку системы охлаждения давлением в условиях СТО Mercedes-Benz.

Проверка морозоустойчивости охлаждающей жидкости

Не допускайте попадания антифриза на Вашу кожу и окрашенные поверхности автомобиля! При попадании немедленно смывайте обильным количеством воды.

Антифриз чрезвычайно токсичен и смертельно опасен при попадании в организм.

Не оставляйте антифриз в открытом контейнере или пролитым на полу; его сладковатый запах легко может привлечь к себе детей или домашних животных.

Справьтесь о местных правилах утилизации отработавшего антифриза. Во многих районах имеются специальные центры по его приемке.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Перед началом зимнего сезона необходимо обязательно проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости, особенно если в систему в процессе эксплуатации заливалась чистая вода, - воспользуйтесь ареометром с градуировкой на морозоустойчивость.
2. Слегка прогрейте двигатель так, чтобы нагрелся верхний шланг радиатора. При измерении концентрации антифриза температура жидкости должна составлять около +20°С.
3. Осторожно отверните пробку расширительного бачка.


При горячем двигателе пробку расширительного бачка следует открывать осторожно. Имеется опасность ожога! Необходимо положить на пробку тряпку. Пробку открывайте только при температуре жидкости не более + 90°С.

Наберите жидкость с помощью груши ареометра.

В наших широтах достаточна концентрация антифриза, обеспечивающая защиту системы до температуры -25°С, при особо холодном климате до -35°С.

Удаление жидкости

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Для удаления охлаждающей жидкости поместите поддон под радиатор и отверните пробку сливного отверстия радиатора.
2. Полностью удалить старую жидкость из системы невозможно (без полной разборки двигателя), поэтому все объемы, приведенные в Спецификациях являются условными. На практике Вы сможете залить в систему около 2/3 предписанного количества жидкости.
3. После заправки системы свежим антифризом поместите на расширительный бачок ярлык с указанием концентрации, марки антифриза и даты замены. Любое последующее пополнение системы (до плановой замены) должно проводиться только указанной жидкостью.

Добавление антифриза

Обратитесь к материалам Спецификаций в начале Главы.

При необходимости защиты двигателя до температуры -25°С концентрация антифриза в охлаждающей жидкости должна составлять 40%. При необходимости защиты до температуры -35°С концентрация антифриза должна составлять 50%.

Если требуется более высокая степень защиты от замерзания, можно повысить уровень концентрации антифриза до 60%. Такая концентрация обеспечит защиту до -40°С. Если концентрация повышается до более высокого уровня, степень защиты двигателя начинает понижаться и, кроме того, ухудшаются теплоотводящие свойства охлаждающей жидкости.

Воздушные пробки

Если после замены жидкости двигатель перегревается, причина, скорее всего, в наличии воздушных пробок в системе. Эти пробки не позволяют жидкости циркулировать по всей системе. Они появляются в результате слишком поспешной заправки системы.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если Вы считаете, что в системе есть воздушные пробки, прежде всего попытайтесь по очереди сжать все доступные шланги охладительного тракта. Вы сразу же определите, заполнен шланг жидкостью или воздухом. Как правило, все воздушные пробки исчезают после первого (после замены жидкости) запуска двигателя.
2. При работающем прогретом двигателе включите отопитель и его вентилятор. Теплый воздух должен поступать в салон в достаточном количестве. Если температура подаваемого воздуха низкая, причиной, возможно, является воздушная пробка.
3. Последствия появления воздушных пробок в системе могут быть весьма серьезными (не просто снижение эффективности работы отопителя). Большая пробка может остановить циркуляцию жидкости внутри двигателя. Для того чтобы удостовериться в отсутствии пробок внутри двигателя, потрогайте верхний шланг радиатора при работающем двигателе - он должен быть горячим. Если шланг холодный, это свидетельствует о наличии воздушной пробки в двигателе или о неисправном термостате.
4. Если Вы не смогли избавиться от воздушных пробок, позвольте двигателю полностью остыть, снимите крышку расширительного бачка, попробуйте сжать шланги системы. Если и это не помогло, слейте всю охлаждающую жидкость в чистый контейнер и снова заправьте систему той же жидкостью, следуя рекомендациям, приведенным выше.