2.4.1. Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы

Комбинация приборов

Конструкциия комбинации приборов

1 — Измеритель запаса топлива со встроенной контрольной лампой резерва
2 — Измеритель температуры охлаждающей жидкости
3 — Измеритель текущего расхода топлива
4 — Измеритель давления двигательного масла
5 — Контрольная лампа активации указателей левого поворота
6 — Регулятор интенсивности подсветки приборов/кнопка сброса показаний измерителя пробега/активации комбинации приборов/переключения режимов активной системы техобслуживания (ASSYST)
7 — Спидометр
8 — Предупредительная контрольная лампа потери сцепления с дорогой систем ASR/ESP

9 — Экран вывода показаний измерителя текущего пробега
10 — Экран вывода показаний одометра/активной системы техобслуживания/индикатора устройства блокировки запуска
11 — Экран вывода показаний наружного термометра
12 — Контрольная лампа активации указателей правого поворота
13 — Переключатель установки показаний часов/активации комбинации приборов
14 — Тахометр
15 — Часы

Контрольно-измерительные приборы

Активация комбинации приборов

Активация комбинации приборов производится при открывании двери, путем нажатия на одну из вмонтированных в комбинацию справа и слева от спидометра приборов кнопочных переключателей, а также при включении зажигания.

Регулировка интенсивности подсветки приборов

Регулировка интенсивности подсветки приборов (при включенных ходовых огнях - см. Раздел Доступ в багажное отделение) производится при помощи вмонтированной в приборный щиток слева под циферблатом спидометра поворотно-нажимной рукоятки, - при помощи той же рукоятки может быть произведена активация комбинации приборов и переключение режимов функционирования встроенного в спидометр цифрового дисплея/сброс показания счетчика текущего километража.

Измеритель запаса топлива

Измеритель находится в левом углу комбинации приборов и регистрирует запас топлива, остающийся в баке.

Погрешность показаний измерителя минимальна, когда автомобиль занимает строго горизонтальное положение. При движении автомобиля по извилистым или холмистым дорогам погрешность прибора увеличивается. Функционирование измерителя не зависит от положения ключа зажигания. Метка 1/1 соответствует состоянию полной заправки, 0 - пустому баку. Встроенная в циферблат измерителя контрольная лампа с изображением заправочной колонки извещает водителя о необходимости при первой же возможности произвести дозаправку автомобиля.

Комбинированный измеритель температуры охлаждающей жидкости/текущего расхода топлива/давления двигательного масла

Трехфункциональный комбинированный измеритель расположен справа от спидометра и служит для индикации значения температуры охлаждающей жидкости двигателя (левый нижний сектор), показаний измерителя текущего расхода топлива (верхний сектор) и показаний датчика давления масла (правый нижний сектор).

Измеритель температуры охлаждающей жидкости

В нормальных условиях температура кипения охлаждающей жидкости (антифриз с добавленными в него антикоррозионными присадками), заправленной в рассчитанный на функционирование при избыточном давлении тракт системы составляет около 130°С. В тяжелых условиях эксплуатации, например, в очень жаркую погоду или при длительном подъеме в гору стрелка указателя может подниматься до верхней красной отметки на шкале. Если температура двигателя увеличилась настолько, что стрелка указателя заходит в пределы красного диапазона шкалы измерителя, следует немедленно прекратить движение, съехать на обочину, припарковаться и произвести проверку состояния системы охлаждения на предмет выяснения причин перегрева двигателя (см. Главу Текущее обслуживание, Диагностика неисправностей).

Измеритель текущего расхода топлива

Во время движения измеритель постоянно фиксирует текущий расход топлива в л/100 км. В режимах холостого хода и принудительного холостого хода стрелка измерителя опускается к 0.

Движение при очень низких температурах наружного воздуха, в напряженном городском цикле (режим старт-стоп), а также буксировка прицепа и движение в горной местности связаны с повышенным расходом топлива.

Указатель давления двигательного масла

При рабочей температуре давление масла снижается на холостых оборотах. Это не сказывается отрицательно на эксплуатационной надежности двигателя. Выжимание педали газа должно приводить к повышению давления двигательного масла.

Спидометр

Спидометр вмонтирован в центральную часть комбинации приборов и показывает скорость движения автомобиля. Единицей измерения служат км/ч.

Выделенные красным сектора диапазонов 30 и 50 км/ч служат для отслеживания моментов переключения РКПП на очередную передачу.

Тахометр

Тахометр находится справа от спидометра и показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в тысячах оборотов в минуту (показание стрелки следует умножать на 100). Во избежание выхода двигателя из строя запрещается превышать максимально допустимую частоту вращения коленчатого вала (стрелка тахометра никогда не должна заходить в красную зону шкалы).

С целью защиты двигателя при достижении оборотами коленчатого вала диапазона красной маркировки осуществляется отсечка подачи топлива.

Часы

Циферблат бортовых часов вмонтирован в правый угол комбинации приборов. Регулятор установки показаний часов помещается слева под циферблатом тахометра. Вращение вытянутого из панели регулятора по часовой стрелке приводит к увеличению показаний, против - к уменьшению.

Дисплей показаний одометра/счетчика текущего пробега/индикатора срока наступления планового ТО

Дисплей показаний одометра, счетчика текущего пробега и индикатора срока наступления планового ТО вмонтирован в циферблат спидометра. Сброс показаний счетчика текущего пробега/переключение режимов дисплея одометра / индикатора планового ТО производится при помощи расположенного слева под циферблатом спидометра кнопочного переключателя.

Счетчик километража текущего пробега

Счетчик регистрирует текущий пробег автомобиля с момента последнего сброса своих показаний (в километрах или милях, в зависимости от варианта исполнения). Показания счетчика выводятся в верхнее поле вмонтированного в циферблат спидометра цифрового индикатора. Для сброса показаний счетчика следует активировать комбинацию приборов, затем нажать кнопку сброса и удерживать ее нажатой в течение около 1 секунды.

Одометр

Одометр фиксирует общий пробег автомобиля в километрах с момента начала эксплуатации. Показания одометра выводятся в нижнее поле вмонтированного в циферблат спидометра цифрового индикатора.

Индикатор срока наступления планового ТО (активная система ТО - Assyst)

См. также Раздел Идентификационные номера автомобиля Главы Текущее обслуживание

Индикатор срока наступления планового ТО информирует об ОПТИМАЛЬНОМ сроке проведения технического обслуживания и его показания никак не связаны с уровнем двигательного масла.

Если аккумуляторная батарея отсоединяется, то время стоянки автомобиля не включается в отсчет срока наступления планового ТО, - для сохранения периодичности проведения процедур текущего обслуживания этот период времени должен быть учтен.


Информация о сроках наступления планового ТО выводится в поле показаний одометра вмонтированного в циферблат спидометра цифрового дисплея

1 — Кнопка переключения дисплея в режим одометра

 


Приблизительно за один месяц до наступления срока очередного ТО при включенном зажигании в поле показаний одометра цифрового дисплея спидометра выводится значение величины оставшегося пробега, либо времени (в днях) до момента выполнения процедур очередного обслуживания.
При этом, показание 1000 означает, что плановое ТО следует пройти через 1000 км, а 10 - через 10 дней. Формат вывода данных определяется условиями эксплуатации автомобиля.

Переключение дисплея в режим одометра происходит автоматически через 10 секунд, либо путем нажатия на кнопку (1).

При просрочке срока проведения ТО индикатор начинает работать в проблесковом режиме, кроме того, впереди цифровых данных высвечивается знак минус.

Предусмотрена также возможность вывода сервисных показаний вручную, для чего следует предварительно активировать комбинацию приборов, а затем дважды в течение 1 секунды нажать кнопку (1). Переключение дисплея в режим одометра как и раньше происходит автоматически через 10 секунд, либо путем нажатия на ту же кнопку.

Индикация срока наступления планового ТО автоматически выключается через 10 с или гаснет при нажатии кнопки (1).
Сброс индикатора производится на станции техобслуживания Mercedes-Benz, где выполнялось плановое ТО.

В случае необходимости сброс индикатора может быть произведен собственными силами владельца автомобиля:
  • Поверните ключ в замке зажигания в положение 2 и сразу же дважды в течение 1 секунды нажмите на кнопку (1).
  • Последняя индикация срока наступления планового ТО индицируется в счетчике общего пройденного пути.
    Ключ в замке вала рулевого колеса поверните в положение 0 приблизительно в течение 10 секунд.
  • Нажмите кнопку (1) и удерживайте нажатой.
  • Ключ в замке зажигания поверните в положение 2.
  • Кнопку (1) продолжайте удерживать нажатой, на экране дисплея останется высвеченной индикация старого срока предыдущего обслуживания, затем, приблизительно через 10 секунд после звукового сигнала будет выведен срок очередного ТО, - отпустите кнопку (1).
  • При случайном сбросе индикации срока наступления планового ТО функция может быть вновь активирована на СТО Mercedes-Benz.
  • Величина пробега, остающегося до выполнения очередного ТО, определяется манерой вождения и лежит в пределах от 15000 до 22500 км (365 ÷ 730 дней). Экономичная манера вождения при средних оборотах двигателя и отказ от поездок на короткие расстояния способствуют ее увеличению.
  • График текущего обслуживания автомобиля представлен в Главе Текущее обслуживание.

    Контрольные лампы и световые индикаторы

    В сборку комбинации приборов автомобиля встроен целый комплекс контрольных ламп и индикаторов, при помощи которых водитель получает важную информацию об исправности/нарушении функционировании основных агрегатов и систем автомобиля. Ниже вниманию читателя предлагается информация о принципе функционирования каждого из предусмотренных световых индикаторов в отдельности.

    Перечень входящих в состав комбинации приборов контрольных ламп и световых индикаторов

    Предупредительная контрольная лампа систем ASR/ESP.

    Световой индикатор активации дальнего света фар.

    Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

    Контрольная лампа уровня жидкости в резервуаре жидкости омывания ветрового стекла/линз фар

    Контрольная лампа уровня охлаждающей жидкости.

    Контрольная лампа давления двигательного масла.

    Контрольная лампа выхода из строя ламп накаливания наружных осветительных приборов.

    EPC

    Контрольная лампа отказов электронной системы контроля впрыска дизельного двигателя.

    Контрольная лампа отказов системы регулировки дорожного просвета (модели с автоматической демпфирующей системой - ADS).

    BAS
    ASR

    Контрольная лампа отказов систем BAS/ASR.

    BAS
    ESP
    Контрольная лампа отказов систем BAS/ESP.
    ABS

    Контрольная лампа отказов ABS.

    Контрольная лампа износа тормозных колодок.

    Контрольная лампа уровня тормозной жидкости/взведения стояночного тормоза.

    SRS

    Контрольная лампа отказов элементов системы дополнительной безопасности (SRS).

    Сигнальный индикатор «Пристегните ремень безопасности».

    Контрольная лампа преднакала дизельного двигателя.


    Предупредительная контрольная лампа антипробуксовочной (ASR) и противозаносной (ESP) систем

    Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активацией данной контрольной лампы сопровождается принудительное отключение антипробуксовочной (ASR) и противозаносной (ESP) систем (см. Разделы Антипробуксовочная система (ASR) и Электронная противозаносная система (ESP)). Активация лампы в проблесковом режиме во время движения автомобиля предупреждает водителя о том, что колеса автомобиля находятся на пределе сцепления с дорожным покрытием и необходимо снизить скорость до безопасного уровня.

    Световой индикатор активации дальнего света

    Данный световой индикатор загорается одновременно с включением дальнего света головных фар автомобиля и отличается характерным синим свечением.

    Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи

    Контрольная лампа заряда должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Включение данной контрольной лампы при работающем двигателе предупреждает водителя о нарушении исправности функционирования системы заряда, т.е., аккумуляторная батарея переходит режим разряда. Следует сразу же выключить все потребители электроэнергии, от функционирования которых не зависит безопасность дорожного движения и постараться не допустить останова двигателя, так как попытка его запуска может привести к окончательному разряду батареи. Проверьте состояние и усилие натяжение приводного ремня генератора, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку. Если ремень в порядке, автомобиль следует сразу же отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения диагностики отказа и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

    Контрольная лампа уровня жидкости в резервуаре жидкости омывания ветрового стекла/линз фар

    Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация контрольной лампы во время движения свидетельствует о том, что уровень омывающей жидкости упал приблизительно до 1/4 объема соответствующего резервуара.

    Контрольная лампа уровня охлаждающей жидкости

    Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация контрольной лампы во время движения свидетельствует о том, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке опустился до опасного предела и необходимо срочно произвести соответствующую корректировку.

    Контрольная лампа давления двигательного масла

    Контрольная лампа давления двигательного масла (красная) должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Мигание лампы при работающем двигателе свидетельствует о пульсационном снижении рабочего давления моторного масла в двигателе. Переход индикатора в режим постоянного свечения говорит о том, что давление масла упало до опасно низкого уровня, что чревато серьезными внутренними повреждениями двигателя, вплоть до полного выхода его из строя. В обоих случаях следует предпринять срочные меры по корректировке уровня масла, выявлению и устранению причин падения давления.

    Контрольная лампа выхода из строя ламп накаливания наружных осветительных приборов

    Данная контрольная лампа кратковременно активируется в режиме слабого свечения при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация лампы в режиме яркого свечения (как при повороте ключа зажигания в положение 2, так и во время движения) свидетельствует о выходе из строя лампы накаливания одного из наружных осветительных/сигнальных приборов.

    При выходе из строя лампы стоп-сигнала контрольная лампа будет активироваться только во время торможения.

    Любые осветительные приборы дополнительной комплектации должны подключаться через предохранитель, установленный перед контрольным блоком ламп накаливания. Пренебрежительное отношение к выполнению данного условия чревато выходом из строя контрольной лампы, осветительных приборов и контрольного блока.


    EPC

    Контрольная лампа отказов электронной системы контроля впрыска дизельного двигателя

    Активация данной контрольной лампы при неработающем двигателе предупреждает водителя о нарушении исправности функционирования системы управления подачей топлива. Развиваемая двигателем мощность в подобной ситуации может заметно снижаться и автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания компании Mercedes-Benz.

    Контрольная лампа отказов системы регулировки дорожного просвета (модели с автоматической демпфирующей системой - ADS)

    Контрольная лампа кратковременно активируется в режиме слабого свечения при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования автоматической демпфирующей системой, управляющей жесткостью амортизаторов подвески автомобиля в зависимости от состояния дороги, нагрузки и манеры вождения. Автомобиль следует при первой же возможности отогнать на СТО компании Mercedes-Benz.

    При отключении бортового питания в следствие отсоединения или разрядки аккумуляторной батареи контрольная лампа будет гореть работающем двигателе. Для отключения лампы поверните рулевое колесо от упора до упора.


    BAS
    ASR

    Контрольная лампа отказов усилителя экстренного торможения (BAS)/антипробуксовочной системы (ASR)

    Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования системы BAS или ASR.

    При отказе системы BAS тормозная система автомобиля продолжает функционировать в обычном (неусиленном) режиме.

    Неисправность системы ASR может приводить к заметному снижению развиваемой двигателем мощности. Автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.


    BAS
    ESP

    Контрольная лампа отказов усилителя экстренного торможения (BAS)/ противозаносной системы (ESP)

    Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования системы BAS или ESP.

    При отказе системы BAS тормозная система автомобиля продолжает функционировать в обычном (неусиленном) режиме. Замечание: Неисправность системы ESP может приводить к заметному снижению развиваемой двигателем мощности. Автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.


    Контрольная лампа отказов ABS

    Данная контрольная лампа служит для контроля за исправностью функционирования ABS, кратковременно срабатывает при включении зажигания и должна гаснуть спустя несколько секунд после осуществления запуска двигателя.

    Контрольная лампа износа тормозных колодок

    Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация лампы во время торможения свидетельствует об износе фрикционных накладок тормозных колодок до предельного допустимого значения и необходимости выполнения срочной их замены.

    Контрольная лампа уровня тормозной жидкости/ взведения стояночного тормоза

    Контрольная лампа (красная) непрерывно горит при взведении стояночного тормоза, напоминая водителю о необходимости его отпускания перед началом движения. Движение с взведенным стояночным тормозом приводит к быстрому перегреву и выходу из строя тормозных механизмов задних колес автомобиля, а также к преждевременному износу протекторов шин задних колес, а кроме того, может стать причиной нарушения исправности функционирования системы антиблокировки тормозов (ABS).

    Если контрольная лампа продолжает гореть после отпускания стояночного тормоза, либо включается во время движения, это обычно свидетельствует о чрезмерном падении уровня тормозной жидкости. Одной из возможных причин постепенного снижения уровня тормозной жидкости является нормальный износ фрикционных накладок тормозных колодок. При срабатывании контрольной лампы автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для оценки состояния колодок и проверки герметичности гидравлического тракта тормозной системы.

    Кратковременное срабатывание контрольной лампы происходит также при включении зажигания (даже при отпущенном стояночном тормозе).

    SRS

    Контрольная лампа отказов элементов системы дополнительной безопасности (SRS)

    Данная контрольная лампа приблизительно на 4 секунды загорается при включении зажигания и должна гаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Если лама продолжает гореть при работающем двигателе (в постоянном или проблесковом режиме), это указывает на наличие неисправности компонентов системы SRS. При соответствующей комплектации срабатывание данной контрольной лампы может являться свидетельством неисправности в контурах боковых и головных подушек безопасности, либо устройств автоматических аварийных натяжителей ремней безопасности.

    Сигнальный индикатор «Пристегните ремень безопасности»

    Данный индикатор имеет янтарное свечение и кратковременно срабатывает включении зажигания. Переход индикатора в проблесковый режим после осуществления запуска двигателя призван напомнить водителю/пассажирам о необходимости пристегивания ремнями безопасности.

    Контрольная лампа преднакала дизельного двигателя

    Контрольная лампа преднакала загорается при включении зажигания и свидетельствует об активации системы преднакала. Запуск двигателя должен осуществляться не ранее чем контрольная лампа отключится.

    Световые индикаторы указателей поворота

    Световые индикаторы в виде стрелок имеют зеленое свечение и служат для контроля исправности функционирования соответствующих указателей поворотов. Направление индикаторных стрелок совпадает с выбранным направлением изменения курса автомобиля. Индикаторы работают в проблесковом режиме с частотой, соответствующей частоте мигания указателей поворота. Учащенное мигание одного из индикаторов обычно свидетельствует о перегорании лампы одного из указателей соответствующего поворота. Следует при первой же возможности произвести замену сгоревшей лампы, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах.

    Одновременным миганием индикаторов указателей обоих поворотов обычно сопровождается включение аварийной сигнализации.