7.13. Поршни и шатуны


Снятие поршневых колец

Снятие стопорного кольца поршневого пальца

Извлечение поршневого пальца

Отверстие для масла в головке шатуна
На 4-цилиндровых бензиновых двигателях и 6-цилиндровых двигателях SOHC маленькое отверстие для масла в головке шатуна должно располагаться со стороны приводной цепи.

Пазы для вкладышей и выступ под днищем поршня
На 6-цилиндровых бензиновых двигателях DOHC пазы для вкладышей (1) должны располагаться со стороны впускного коллектора, а выступ (2) под днищем поршня должен находиться со стороны маховика.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
2. Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под кольцо равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжать очень сильно. Рабочие кромки поршневых колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места.
3. Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
4. Удалите нагар из канавок под поршневые кольца в поршне, используя старое поршневое кольцо.
5. После удаления налета очистите поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите насухо.
6. Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец.
7. Проверьте износ на юбке поршня, отверстие в головке поршня, а также прожог в верхней части поршня.
8. Следы точечной коррозии на поршне указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо найти причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее.
9. Измерьте диаметр поршня.
10. Определите зазор поршня в цилиндре, для чего от диаметра цилиндра отнимите диаметр поршня и разделите на два.
11. Проверьте каждый шатун на износ и наличие трещин, а также искажение формы.
12. Поршневые пальцы установлены по скользящей посадке и зафиксированы в поршне двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим образом.
13. Используя лезвие тонкой отвертки, снимите с поршня стопорное кольцо и рукой выдавите поршневой палец. При повторной установке поршневого пальца используйте только новые стопорные кольца.
14. Проверьте поршневой палец и подшипник верхней головки шатуна на износ.
15. Шатуны обычно не требуют замены, если перед этим не произошло заклинивание двигателя.
16. Соберите поршни с шатунами следующим образом (см. рис.Отверстие для масла в головке шатуна, Пазы для вкладышей и выступ под днищем поршня).
17. На 4-цилиндровых бензиновых двигателях и 6-цилиндровых бензиновых двигателях SOHC маленькое отверстие для масла в верхней части шатуна и стрелки на днище поршня должны быть направлены к приводной цепи.
18. На 6-цилиндровых бензиновых двигателях DOHC пазы для вкладыша шатунного подшипника в шатуне и крышке должны быть со стороны впускного коллектора, а стрелка на днище поршня должна быть направлена к приводной цепи. Выступ под днищем поршня должен быть направлен к маховику.
19. На дизельных двигателях пазы для вкладышей подшипников в шатуне и крышке шатуна должны находиться со стороны топливного насоса высокого давления, а стрелка на днище поршня должна быть направлена к приводной цепи.
20. Смажьте поршневой палец и вставьте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы поршень легко и свободно поворачивался на поршневом пальце, после чего зафиксируйте поршневой палец новыми стопорными кольцами.