13.4. Система электропуска

Общие сведения
Система электропуска включает в себя аккумуляторную батарею, двигатель стартера, тяговое реле, выключатель зажигания, блокирующий выключатель (только на автомобилях с автоматической коробкой передач), соединительные провода и провода аккумуляторной батареи.
При повороте ключа в выключателе зажигания в положение «пуск» подается
напряжение к контакту электромагнитного тягового реле, установленного в верхней части стартера. Якорь тягового реле втягивается, через рычаг привода перемещает шестерню с муфтой свободного хода и вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. После зацепления шестерни с зубчатым венцом маховика включается электродвигатель стартера, который и проворачивает коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера и муфта свободного хода не передает крутящий момент от маховика двигателя на вал якоря стартера.
Пуск двигателя недопустимо проводить, включая стартер на время более 30 с. Перед повторным включением необходимо подождать не менее 2 мин. Чрезмерно долгое включение стартера приводит к его перегреву и серьезным поломкам.

Стартер

Технические данные стартера
Минимально допустимая длина щеток, мм
11,5
Зазор шестерни, мм
0,5-2,0

Проверка электродвигателя  стартера без снятия с автомобиля
Если электродвигатель стартера не вращается при повороте ключа в выключателе зажигания, на автомобилях с автоматической коробкой передач убедитесь, что рычаг селектора находится в положении «парковка» или «нейтраль».
Убедитесь, что аккумуляторная батарея заряжена, и проверьте надежность крепления проводов на клеммах батареи и тяговом реле стартера.
Если при повороте ключа в выключателе зажигания электродвигатель стартера не вращается, но раздаются щелчки тягового реле при полностью заряженной батарее, значит, неисправны контакты реле или электродвигатель стартера.
Если при повороте ключа в выключателе зажигания щелчки тягового реле не прослушиваются, значит, неисправно тяговое реле или есть обрыв в электрической цепи реле.

Использование перемычки (1) для соединения клемм «В» и «М» тягового реле для проверки работоспособности электродвигателя стартера
Рис. 13.15. Использование перемычки (1) для соединения клемм «В» и «М» тягового реле для проверки работоспособности электродвигателя стартера


Для проверки электродвигателя соедините перемычкой клеммы «В» и «М» на тяговом реле (рис. 13.15). Если электродвигатель вращается, значит, он исправен, а неисправность следует искать в тяговом реле, выключателе зажигания или проводах. Следует отметить, что в данном испытании электродвигатель не будет вращать коленчатый вал, так как тяговое реле, которое вводит шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика, исключено из цепи питания перемычкой.
Если электродвигатель не вращается, снимите стартер в сборе с тяговым реле для разборки, проверки, ремонта или замены.
Снятие и установка стартера
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите воздушный фильтр.
Отсоедините контактный разъем от тягового реле и провод с клеммы двигателя стартера.

Элементы крепления стартера
Рис. 13.16. Элементы крепления стартера


Выверните два болта и снимите двигатель стартера (рис. 13.16).
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Тяговое реле стартера
После снятия электродвигателя стартера отсоедините шину питания стартера.
Выверните два или три винта крепления корпуса тягового реле к крышке ведущей шестерни стартера.
Поверните реле, чтобы вывести из зацепления, и снимите с корпуса стартера, следя за сохранностью регулировочных прокладок.

Расположение винтов крепления тягового реле и регулировочных прокладок (1)
Рис. 13.17. Расположение винтов крепления тягового реле и регулировочных прокладок (1)


Установите тяговое реле вместе с регулировочными прокладками на место и поверните так, чтобы оно заняло правильное положение на фланце передней крышки стартера (рис. 13.17).
Заверните винты крепления.
Если устанавливались новые детали, электродвигатель следует снять для проверки зазора ведущей шестерни.
Замена щеток электродвигателя стартера
Выверните два стяжных болта и два коротких винта крепления крышки, затем осторожно снимите крышку. Установите обратно на вал якоря регулировочные шайбы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для замены щеток электродвигателя стартера потребуется мощный паяльник, кроме того, необходимы определенные навыки работы.

Извлеките щетки из щеткодержателей. Извлекайте щетки по одной, для чего поднимите пружину и достаньте щетку. Последовательное извлечение щеток необходимо для сохранения пластины фиксации щеткодержателей. Измерьте длину щеток.
Для замены отрежьте выводы от старых щеток и напаяйте выводы новых щеток вместо старых. После установки новых щеток убедитесь, что они изолированы от корпуса. Старайтесь избегать попадания излишнего припоя при пайке, поскольку ухудшается гибкость выводов.
Очистите коллектор мягкой тканью, смоченной растворителем.
Сборка проводится в последовательности, обратной разборке.

Ремонт стартера с полной  разборкой

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Если стартер выработал свой ресурс, целесообразнее установить новый, чем ремонтировать старый.
Перед выполнением ремонтных работ проверьте наличие в продаже запчастей и узнайте их стоимость.

Разборка
Снимите стартер и очистите его от грязи.
Отверните гайку крепления провода питания электродвигателя стартера к тяговому  реле и отсоедините провод.

Основные элементы стартера
Рис. 13.18. Основные элементы стартера: 1 – тяговое реле и регулировочные прокладки; 2 – передняя крышка стартера и втулка подшипника; 3 – ведущая шестерня в сборе с муфтой свободного хода; 4 – рычаг привода шестерни; 5 – якорь; 6 – корпус стартера и обмотки возбуждения; 7 – щеткодержатель; 8 – крышка и втулка; 9 – стяжной болт


Выверните два или три винта крепления тягового реле к крышке ведущей шестерни стартера. Выньте ярмо тягового реле и установите на место регулировочные прокладки, предварительно пометив их число и расположение (рис. 13.18). Установите на место пружину.
Отцепите якорь тягового реле от рычага привода шестерни.
Снимите щетки коллектора и пластину щеткодержателей.
Осторожно снимите корпус стартера с якоря. Удерживайте якорь – могут выпасть пружины рычага и шайбы.
Снимите рычаг привода с муфты свободного хода.
Достаньте из передней крышки стартера якорь в сборе с муфтой и шестерней.

Снятие ведущей шестерни в сборе с муфтой свободного хода
Рис. 13.19. Снятие ведущей шестерни в сборе с муфтой свободного хода


Для снятия ведущей шестерни в сборе с муфтой свободного хода с якоря закрепите якорь в тисках через два деревянных бруска. С помощью молотка и отрезка трубы смещайте упорное кольцо в сторону шестерни до тех пор, пока не откроется доступ к стопорному кольцу (рис. 13.19). Снимите стопорное кольцо, упорное кольцо, шестерню стартера с муфтой свободного хода.
Проверка

Использование омметра для проверки проводимости между ламелями коллектора и сердечником обмотки ротора
Рис. 13.20. Использование омметра для проверки проводимости между ламелями коллектора и сердечником обмотки ротора


Подсоедините омметр к ламелям коллектора и сердечнику обмотки ротора и убедитесь в том, что между ними нет проводимости (рис. 13.20). При наличии проводимости замените ротор.
Проверьте обмотку ротора с помощью специального прибора. При наличии короткого замыкания в обмотке ротора замените ротор. Если стальная пластина, поднесенная к сердечнику обмотки, вибрирует при повороте сердечника, значит, в обмотке короткое замыкание.

Очистка пазов коллектора
Рис. 13.21. Очистка пазов коллектора: А=0,5–0,8 мм


Проверьте коллектор на наличие следов выгорания и других дефектов. Иногда коллектор удается отремонтировать путем его проточки, однако эту работу должен выполнять опытный мастер. Заточенным ножовочным полотном или другим подходящим инструментом удалите угольные отложения и другие загрязнения из пазов между ламелями коллектора. Глубина подрезания пазов коллектора не должна превышать указанной на рис. 13.21.
Подсоедините омметр между ламелями коллектора ротора и проверьте проводимость в обмотке ротора. Если проводимость отсутствует, значит, имеется обрыв. Замените ротор.
При необходимости втулки подшипников якоря можно извлечь из крышек и заменить новыми. Перед установкой втулок рекомендуется выдержать их в моторном масле.
Проверьте наличие видимых повреждений на деталях тягового реле и очистите с якоря реле ржавчину.
Проверьте шестерню и зубья муфты свободного хода на наличие износа и повреждений, при необходимости замените муфту свободного хода. Проверьте зубчатый венец маховика на наличие повреждений.
Удерживая неподвижно вал стартера, вращайте шестерню муфты свободного хода. Она должна свободно вращаться по часовой стрелке и блокироваться при повороте против часовой стрелки.
Сборка
Установите шестерню в сборе с муфтой свободного хода на вал якоря. Сначала наденьте на вал шестерню и муфту, затем упорное кольцо. В канавку вала установите новое стопорное кольцо, закрепите его, с силой надев муфту поверх кольца с помощью пары рожковых гаечных ключей, действуя ими как рычагами.
Установите якорь в переднюю крышку и зацепите рычаг привода за муфту свободного хода. На ось рычага наденьте шайбу и пружину и осторожно наденьте корпус стартера с обмотками.
Установите щеткодержатель, регулировочные шайбы, крышку коллектора и вверните стяжные болты.
Зацепите за рычаг привода плунжер и ярмо тягового реле, установите регулировочные прокладки. Заверните и затяните винты крепления тягового реле, провод питания двигателя стартера пока не подсоединяйте.
Стендовые испытания

Проверка втягивающей обмотки тягового реле стартера
Рис. 13.22. Проверка втягивающей обмотки тягового реле стартера


Дополнительными проводами подсоедините аккумуляторную батарею к клеммам «S» и «М» и корпусу тягового реле стартера – шестерня стартера выдвинется вперед (рис. 13.22). Эту проверку необходимо проводить как можно быстрее (менее чем за 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.

Проверка удерживающей обмотки тягового реле стартера
Рис. 13.23. Проверка удерживающей обмотки тягового реле стартера


Проверьте работу удерживающей обмотки тягового реле следующим образом. Дополнительными проводами подсоедините аккумуляторную батарею к клеммам «S» и «М» и корпусу тягового реле стартера – шестерня стартера выдвинется вперед. Затем отсоедините провод от клеммы «М» (рис. 13.23). Если шестерня останется выдвинутой, значит, все исправно. Если шестерня переместиться назад, значит, разомкнута цепь удержания. Замените магнитный переключатель.

Проверка возврата соленоида тягового реле
Рис. 13.24. Проверка возврата соленоида тягового реле


Проверьте возврат соленоида тягового реле, для чего соедините положительную клемму аккумуляторной батареи с клеммой «М», а отрицательную – с корпусом тягового реле (рис. 13.24). Вытяните шестерню, а затем отпустите ее. Если шестерня быстро вернется в первоначальное положение, значит, все в порядке. В противном случае замените соленоид тягового реле.
Если результат любого из этих испытаний неудовлетворительный, замените тяговое реле. Если результат всех испытаний положительный, измерьте зазор шестерни стартера следующим образом.
Соедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи с корпусом тягового реле, а положительную – с клеммой «S».

Место измерения зазора между шестерней и стопором
Рис. 13.25. Место измерения зазора между шестерней и стопором


Плоским щупом проверьте зазор между шестерней и стопором (зазор шестерни) (рис. 13.25). Если зазор шестерни не соответствует требуемому, отрегулируйте его, добавив или убрав регулировочные прокладки между тяговым реле и передней крышкой.
Если тяговое реле исправно, а зазор шестерни соответствует требуемому, подсоедините провод питания электродвигателя стартера к клемме «М» тягового реле и закрепите его гайкой.

Схема соединений для измерения тока, потребляемого стартером в режиме работы без нагрузки
Рис. 13.26. Схема соединений для измерения тока, потребляемого стартером в режиме работы без нагрузки


Измерьте ток холостого хода электродвигателя, для чего соберите схему, как показано на рис. 13.26, и закрепите электродвигатель в тисках.
При напряжении 11,5 В потребляемый ток не должен превышать 60 А, а частота вращения якоря должна быть не менее 6500 мин-1. Не оставляйте электродвигатель включенным на длительное время при такой частоте вращения.