13.1. Общие сведения

С «плюсовым» источником питания потребители соединяются проводом, с «минусовым» – через кузов автомобиля («массу»). Такой метод позволяет уменьшить количество проводов и упростить монтаж.

Моменты затяжки, Н·м
Гайки крепления рычагов стеклоочистителей ветрового и заднего стекол.....9–13
Болт крепления генератора.....38–40
Болты крепления стартера.....38–64


Расположение основных элементов электрооборудования и системы зажигания в моторном отсеке автомобиля
Рис. 13.1. Расположение основных элементов электрооборудования и системы зажигания в моторном отсеке автомобиля: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – стартер; 3 – генератор; 4 – высоковольтные провода; 5 – прерыватель-распределитель зажигания; 6 – болт крепления катушки зажигания; 7 – свеча зажигания


Система электрооборудования состоит из аккумуляторной батареи, генератора, стартера, потребителей электроэнергии и электрических цепей (рис. 13.1).
К системе освещения относятся фары, задние фонари, противотуманные фары, указатели поворота, приборы освещения номерного знака и освещения салона.
Аккумуляторная батарея заряжается от генератора, который приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле. При пуске тяговое реле вводит ведущую шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика, прежде чем стартер получит питание от аккумуляторной батареи. После пуска двигателя муфта свободного хода отсоединяет якорь стартера от зубчатого венца маховика.
Следует отметить, что при работе с любым элементом электрооборудования автомобиля для предотвращения короткого замыкания и получения ожогов всегда отсоединяйте провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Определение источника  неисправностей
Электрическая цепь состоит из электрического элемента, переключателей, реле, электродвигателей, предохранителей, автоматических выключателей, проводов и разъемов, которые соединяют электрический элемент с аккумуляторной батареей и кузовом. Для помощи при поиске источников неисправности в системе электрооборудования в руководстве приводятся схемы электрооборудования автомобиля.
Прежде чем пытаться определить источник неисправности, изучите соответствующую схему электрооборудования для получения представления об элементах в этой цепи. Число возможных источников неисправности можно уменьшить, если проверить работу других элементов, входящих в данную цепь. Если несколько элементов или цепей выходят из строя одновременно, возможно, неисправен предохранитель, общий для этих цепей или элементов, или нарушено соединение с кузовом – «массой».
Причинами неисправности могут быть ослабленные или окисленные разъемы, нарушение контакта с кузовом, перегоревшие предохранители или неисправные реле. Проверьте визуально состояние всех предохранителей, проводов и разъемов в вышедшей из строя цепи, прежде чем приступать к проверке остальных элементов. Используйте схемы электрооборудования для определения концевых зажимов, которые необходимо проверить для обнаружения источника неисправности.
Основными приборами, необходимыми для обнаружения источника неисправности, являются тестер или вольтметр, контрольная лампа на 12 В, омметр, батарея и набор проводов со щупами, накидной прокол, желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который используется для обхода проверяемых проводов или элементов.
Помимо нарушения надежности соединений проводов, в системе электрооборудования возможны еще два основных типа неисправностей – обрыв цепи или короткое замыкание.
В результате обрыва цепь размыкается, ток прерывается, вызывая отключение элемента электрооборудования.
Для проверки целости цепи подсоедините прибор для проверки схем или вольтметр: один вывод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи или заземленному элементу, другой – к контакту в проверяемой цепи, желательно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Проверяемый участок цепи должен находиться под напряжением от аккумуляторной батареи, за исключением случаев, когда разъем подключения к батарее не проводит ток или перегорел предохранитель (не забывайте, что некоторые цепи электрооборудования включаются лишь при повороте ключа в замке зажигания в определенное положение).
Включите цепь, подсоедините щуп тестера к соединению, ближайшему к выключателю цепи на стороне проверяемого элемента.
Если есть напряжение (о чем свидетельствует контрольная лампа или показания вольтметра), значит, в участке цепи между соответствующим соединением и выключателем нет разрывов.
Если обнаружен участок, на котором нет напряжения, значит, обрыв цепи произошел между этой точкой и точкой предыдущей проверки, на которой было напряжение. Обрыв цепи обусловлен повреждением или ослаблением разъема.
Для обнаружения источника короткого замыкания выполните следующее.
Снимите соответствующий предохранитель и подсоедините выводы тестера или вольтметра к контактам предохранителя.
Включите питание в цепи, при этом не забывайте, что некоторые цепи электрооборудования включаются лишь при повороте ключа в замке зажигания в определенное положение.
Если в цепи есть напряжение (о чем свидетельствует контрольная лампа или показания вольтметра), значит, в цепи произошло короткое замыкание.
Если во время проведения проверки напряжения нет, а предохранитель по-прежнему перегорает при подключении той же нагрузки, значит, из строя вышел элемент нагрузки.
Отрицательная клемма аккумуляторной батареи подключается к «массе» – кузову, двигателю или коробке передач. Отсутствие надежного контакта или окисление крепления может привести к отказу элемента или нарушению его работы. Не забывайте, что на многих автомобилях используются «массовые» провода между некоторыми элементами, такими как двигатель/трансмиссия, и кузовом, то есть в тех местах, где нет непосредственного контакта между металлическими элементами из-за наличия мягких резиновых креплений или слоя краски.
Для проверки надежности заземления элемента необходимо отключить аккумуляторную батарею и подключить один из выводов омметра к надежно заземленному элементу. Подсоедините другой вывод к проводу или соединению с кузовом, которое необходимо проверить. Показываемое омметром сопротивление должно быть равно нулю, в противном случае проверьте соединение следующим образом.
Если вызывает сомнение надежность контакта с «массой», разберите соединение, удалите загрязнения и зачистите контакты. При сборке подтяните крепление разъема, для предотвращения коррозии нанесите слой технического вазелина или силиконовой смазки.