5.9. Система автоматического кондиционирования воздуха – конструкция и принцип функционирования

Автоматический усилитель и электромоторы смесительной и раздаточной заслонок объединены между собой в небольшую локальную сеть посредством линий питания и обмена данными. Сеть имеет шинную топологию (см. иллюстрации Схема организации локальной сети управления системы автоматического кондиционирования воздуха и Функциональная схема элементов управления локальной сети), замыкание сети осуществляется по контуру заземления электромоторов.

Адресная информация, команды управления функционированием заслонок и сообщения контроля ошибок передаются по сетевой шине в виде пакетов обмена данными.

Встроенные в электромоторы привода обеих заслонок локальные блоки управления осуществляют следующие функции:

На основании анализа поступающих от соответствующих информационных датчиков данных автоматический усилитель определяет необходимые углы открывания управляющих заслонок и выдает команды локальным блокам управления (LCU) приводных электромоторов (см. иллюстрацию Общая схема организации управления функционированием системы автоматического кондиционирования воздуха).

Блоки управления распознают адресованные им команды и путем сравнивания входящих данных с данными от датчиков положения своих заслонок осуществляют соответствующую корректировку положения последних, регулируя тем самым температурные параметры (HOT/COLD) и направление раздачи (DEFROST/VENT) подаваемого в салон автомобиля воздушного потока (см. иллюстрацию Принцип функционирования системы автоматического управления).

Принцип организации управления системы автоматического К/В представлен на следующих иллюстрациях:

Выбор скоростного режима вентилятора производится на основании значения заданной к поддержанию температуры, показаний датчиков температуры окружающей среды, температуры в салоне автомобиля, температуры входящего потока и солнечного излучения, а также данных о текущем положении смесительной заслонки. При холодном двигателе активация вентилятора производится с определенной задержкой, позволяющей избежать подачи в салон охлажденного воздуха.

Автоматическое управление положением впускной заслонки производится на основании значения заданной к поддержанию температуры, показаний датчиков температуры окружающей среды, температуры в салоне автомобиля, температуры входящего потока и солнечного излучения, а также данных о состоянии компрессора (включен/выключен).

К числу параметров, определяющих положение выпускной заслонки относятся значение заданной к поддержанию температуры, а также показания датчиков температуры окружающей среды, температуры в салоне автомобиля, температуры входящего потока и солнечного излучения.

Контроль функционирования магнитной муфты сцепления компрессора осуществляет модуль управления двигателем (ECM) на основании информации о положении дроссельной заслонки и данных, поступающих от автоматического усилителя системы климат-контроля.

В состав автоматического усилителя входит контур самодиагностики , обеспечивающий непрерывный мониторинг состояния и исправности функционирования подконтрольных компонентов системы и выдачу информации о выявленных нарушениях.


Схема организации локальной сети управления системы автоматического кондиционирования воздуха


Функциональная схема элементов управления локальной сети


Общая схема организации управления функционированием системы автоматического кондиционирования воздуха


Принцип функционирования системы автоматического управления


Функциональная схема организации вентиляции/ отопления/ кондиционирования салона


Схема положений управляющих заслонок в зависимости от выбора режимов функционирования систем


Варианты направлений раздачи воздушного потока


Режим подачи воздуха на лицевой уровень


Режим подачи воздуха на лицевой уровень и в ножные колодцы


Режим подачи воздуха в ножные колодцы


Режим подачи воздуха в ножные колодцы и на обдув стекла


Режим обдува стекла с целью удаления конденсата