4.24. Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы

Предварительно шатунно-поршневые сборки должны быть тщательно очищены. Кольца с поршней необходимо снять.

Поршневые кольца подлежат замене в обязательном порядке.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При помощи специального приспособления снимите кольца с поршней, — постарайтесь случайно не повредить стенки последних.
  2. Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.

Ни в коем случае не используйте для зачистки изготовленных из мягкого материала и легко подверженных эрозии поршней проволочные насадки к электродрели!

  1. При помощи специального приспособления прочистите канавки под установку колец на поршнях.

Альтернативно можно воспользоваться для этой цели обломком старого поршневого кольца, однако соблюдайте осторожность, — не оцарапайте дно и стенки канавки и не порежьте пальцы.

  1. Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого воздуха. Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных отверстий в нижних головках шатунов.

При пользовании сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!

  1. Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся, необходимость в замене поршней также отпадает. Нормальный износ поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния.
  2. Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе расположения колец.
  3. Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин, днище — на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси, — проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае, причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания и EGR.
  4. Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости. Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была устранена.

  1. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца (верхнее отличается от второго). Если величина зазора превышает допустимое значение (см. Спецификации), поршни подлежат замене.

  1. Определите посадочный зазор поршней в своих цилиндрах, для чего измерьте диаметры последних (см. Проверка состояния блока двигателя) и вычтите из них диаметры соответствующих поршней. Измерение диаметра поршня производится по упорной поверхности под углом 90° к оси поршневого пальца и на заданном удалении от среза юбки.

На рассматриваемых в настоящем Руководстве двигателях предусмотрена выборочная посадка поршней в цилиндрах. При этом цилиндры и поршни соответствующим образом маркируются.

A — Местоположение маркировки размерных групп цилиндров
B — При установке шатунных сборок поршни должны оказаться развернуты передними метками на днищах вперед по двигателю

A.

B.
  1. Если посадочный зазор поршня в цилиндре превышает допустимое значение (см. Спецификации), блок следует отдать в проточку с подборкой новых поршней ремонтного диаметра.
  2. Оцените правильность посадки поршней на шатунах, попытавшись повращать компоненты в противоположных направлениях. Наличие сколько-нибудь заметного люфта говорит о чрезмерном износе сочленения.

  1. Пометьте поршни на соответствие своим цилиндрам, — номера цилиндров фабрично наносятся на шатуны и крышки шатунных подшипников.

  1. Снимите стопорное кольцо фиксации поршня на шатуне.

  1. Прогрейте поршни в масляной ванне до температуры 60—70°С, затем выжмите из верхних головок шатунов поршневые пальцы.

Альтернативно поршни могут быть сняты при комнатной температуре с применением специального пресса.

  1. Проверьте шатуны на наличие признаков деформаций. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций, в случае необходимости произведите замену.

    A — Проверка шатуна на изгиб
    B — Проверка шатуна на скручивание

A.

B.
  1. С целью определения посадочных зазоров измерьте диаметр поршневого пальца и отверстий под его посадку в верхней головке шатуна и в поршне.

    A — Измерение диаметра поршневого пальца и отверстия под его посадку в верхней головке шатуна
    B — Измерение диаметра отверстия в поршне под посадку поршневого пальца

A.

B.
  1. Сравните результаты соответствующих вычислений с требованиями Спецификаций, чрезмерно изношенные компоненты замените, — при выжимании из шатуна верхней втулки используйте подходящую оправку, при посадке проследите за правильностью совмещения масляных отверстий.
  1. При сборке новое стопорное кольцо устанавливается на поршень оснащенной фаской стороной (если фаска вообще предусмотрена) от поршня. Посадив кольцо прогрейте поршень в масляной ванне, посадите на шатун (проследите за правильностью ориентации компонентов по меткам) и запрессуйте палец (шатун должен оказаться точно посередине).
  1. Посадите второе стопорное кольцо (также новое) и проверьте свободу вращения поршня на пальце.
  1. При установке поршневых сборок проследите, чтобы поршни были развернуты передними метками на днищах вперед по двигателю. Не забывайте, что номерная маркировка на крышках шатунных подшипников и нижних головках шатунов должна располагаться с одной стороны сборки.
  1. Равномерно затяните болты крышек подшипников с требуемым усилием и проверьте величину осевого люфта шатунов на цапфах коленчатого вала. Сравните результаты измерений с требуемым усилием, в случае необходимости замените соответствующие шатуны и/или коленчатый вал.