8.15. Система стабилизации оборотов холостого хода - общая информация, проверка состояния и замена клапана IAC

Общая информация

Когда двигатель работает на холостых оборотах, состав воздушно-топливной смеси контролируется системой стабилизации оборотов холостого хода (IAC). На моделях Civic система состоит из РСМ и клапана IAC, на моделях Integra – из РСМ, термочувствительного клапана оборотов быстрого холостого хода (FIT) и клапана IAC. Активация клапана IAC производится по команде ЕСМ/РСМ, в зависимости от текущей нагрузки на двигатель (включение кондиционера воздуха, использование гидроусилителя руля, температура агрегата и т.д.). клапан регулирует величину воздушного потока, подаваемого во впускной трубопровод в обход дроссельной заслонки. Исходные данные ЕСМ/РСМ получает от датчиков VSS, ЕСТ, датчиков-выключателей PSP и срабатывания муфты сцепления компрессора К/В. В зависимости от текущей нагрузки на двигатель модуль соответствующим образом корректирует обороты его холостого хода. Во избежание нарушения стабильности оборотов холостого хода при запуске двигателя клапан IAC открывается в момент проворачивания и остается открытым в течение некоторого времени сразу после запуска, обеспечивая подачу дополнительного воздуха во впускной трубопровод.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Взведите стояночный тормоз, подоприте колеса автомобиля противооткатными башмаками и переведите трансмиссию на нейтральную передачу (РКПП) или в положение “Р” (АТ). В соответствии с инструкциями изготовителей подключите к двигателю тахометр. Запустите двигатель и поднимите частоту его вращения до значения 3000 об/мин. Дождитесь срабатывания вентилятора системы охлаждения, затем сбросьте обороты до холостых и рассоедините электрический разъем клапана IAC.

Старайтесь не прикасаться к лопастям вентилятора руками и не допускать попадания в контакт с ними волос и свободных элементов одежды. При отсоединении клапана должно произойти заметное снижение оборотов двигателя, в противном случае клапан скорее всего неисправен. Если падение оборотов имеет место, а проблема с поддерживанием их стабильности не исчезает, проверьте состояние жгута электропроводки и ее контактных соединений на участке между клапаном IAC и ЕСМ/РСМ.


2a. Отсоедините электропроводку от клапана IAC, включите зажигание (не запускайте двигатель) и измерьте напряжение между положительной клеммой разъема со стороны жгута (клемма желто-черного провода) и массой кузова (см. сопроводительные иллюстрации): модели Civic. Вольтметр должен зарегистрировать напряжение батареи. Если напряжение отсутствует, проверьте состояние желто-черного провода электропроводки на участке между клапаном IAC и главным реле PGM-FI. В любом случае оставьте разъем рассоединенным для выполнения дальнейших проверок.

2b. Клапан модели Integra.

3. Если жгут электропроводки IAC состоит из двух проводов, подсоедините клапан при помощи двух проводов-перемычек непосредственно к батарее (к положительной клемме подключается черно-желтый провод, к отрицательной – черно-синий). Клапан должен издавать щелчок каждый раз при подаче питания.

Не удерживайте клапан запитанным дольше чем это необходимо для того, чтобы расслышать щелчок!


4 . Если жгут состоит из трех проводов, подсоедините отрицательный щуп омметра к центральной клемме разъема, а положительный – поочередно к каждой из боковых. В обоих случаях прибор должен зарегистрировать сопротивление 16÷28 Ом.
5. При положительных результатах проверок, изложенных в параграфах 3 и 4 автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для более подробной диагностики состояния ЕСМ/РСМ и контура клапана IAC.

Замена

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините от клапана IAC электропроводку.
2. Выверните два крепежных винта и снимите датчик с нагнетательной камеры воздушного тракта (см. иллюстрации выше).
3. Установка производится в обратном порядке. Не забудьте заменить уплотнительное кольцо.