3.1.4.3.1.3. Кривошипно-шатунный механизм

Коленчатый вал

Коленчатый вал выкован вместе с противовесами и опирается на пяти коренных подшипниках.

Осевой зазор регулируется толщиной упорных полуколец в среднем коренном подшипнике.

Диаметры коренных шеек
Номинальный:
  – знак желтый
54,980 – 54,990 мм
  – знак красный
54,990 – 55,000 мм
Уменьшенный (знак зеленый)
54,730 – 54,750 мм
Радиальный зазор в коренных подшипниках
0,011 – 0,048 мм
Осевой зазор коленчатого вала
0,090 – 0,300 мм
Толщина упорных полуколец:
  – номинальный
2,301 – 2,351 мм
  – ремонтный (знак желтый)
2,491 – 2,541 мм
Диаметр шатунных шеек:
  – номинальный
50,890 – 50,910 мм
  – уменьшенный (знак зеленый)
50,640 – 50,660 мм

Коренные вкладыши

Полувкладыши, расположенные в блоке цилиндров, имеют отверстие и канавку для масла.

Внутренний диаметр вкладышей после установки в блоке цилиндров:
  – номинальный
55,001 – 55,038 мм
  – ремонтный -0,05
54,951 – 54,988 мм
  – ремонтный -0,25
54,751 – 54,788 мм
  – ремонтный -0,50
54,501 – 54,538 мм
  – ремонтный -0,75
54,251 – 54,288 мм

Шатуны

Шатуны выкованы из стали и имеют двутавровое сечение штока и прямую линию разъема нижней головки. Отверстие в нижней головке шатуна служит для распыления масла внутрь поршня для его охлаждения и смазки, а также для охлаждения поршневого пальца и головки шатуна. Шатуны в зависимости от массы разделены на четыре группы (А, В, С, D). Шатуны в двигателе должны принадлежать одной группе.

Диаметр отверстия нижней головки
53,890 – 53,910 мм
Диаметр отверстия головки
20,589 – 20,609 мм
Радиальный зазор в шатунных подшипниках
0,006 – 0,060 мм

Шатунные вкладыши

Внутренний диаметр вкладышей после установки в шатуне:
  – номинальный
50,916 – 50,950 мм
  – ремонтный -0,025
50,891 – 50,925 мм
  – ремонтный -0,25
50,666 – 50,700 мм
  – ремонтный -0,50
50,416 – 50,450 мм
  – ремонтный -0,75
50,166 – 50,200 мм
  – ремонтный -1,00
49,916 – 49,950 мм
Осевой зазор шатуна (на коленчатом валу)
0,090 – 0,310 мм

Поршни

Поршни отлиты из легкого сплава, имеют полную рубашку и сдвинутую ось отверстия поршневого пальца.

Метод установки: стрелка на дне должна быть направлена в сторону привода системы газораспределения.

Номинальные диаметры поршней:
  – группа 1
85,970 – 85,980 мм
  – группа 2
85,980 – 85,990 мм
Ремонтные диаметры поршней:
  – стандартный
85,980 – 86,000 мм
  – ремонтный +0,15
86,130 – 86,150 мм
  – ремонтный +0,50
86,470 – 86,490 мм
Зазор поршня в цилиндре:
  – номинальный
0,020 – 0,040 мм
  – ремонтный
0,010 – 0,040 мм

Поршневые кольца

Каждый поршень имеет три кольца:

  – первое (верхнее) – уплотнительное бочкообразное;
  – второе (среднее) – уплотнительное коническое;
  – третье (нижнее) – маслосъемное (из трех частей с пружинным экспандером).

Зазор замка колец (размещенных в цилиндре):
  – первое уплотнительное
0,30 – 0,60 мм
  – второе уплотнительное
0,50 – 0,80 мм
  – маслосъемное
0,40 – 1,50 мм

Поршневые пальцы

Пальцы, изготовленные из стали, запрессованы в головке шатуна и вращаются в ступицах поршня.

Метод установки: после нагревания шатуна до температуры 260°–300° С.

Длина:
63,4 мм
Диаметр:
  – обозначение белым цветом
20,622 – 20,625 мм
  – обозначение красным цветом
20,626 – 20,628 мм
  – обозначение голубым цветом
20,628 – 20,631 мм
  – обозначение желтым цветом
20,631 – 20,634 мм
Зазор в ступицах поршня
0,008 – 0,014 мм
Натяг в головке шатуна
0,018 – 0,039 мм

Маховик

Маховик привинчен к коленчатому валу шестью несимметрично расположенными болтами.