3.2.7.2. Сборка двигателя 1,6 дм3

Идентификационные обозначения и метки правильного положения поршня и шатуна

1 – обозначение диаметра поршня;

2 – обозначение направления установки в цилиндр (стрелка должна быть направлена в сторону привода системы газораспределения);

3 – обозначение направления установки шатуна относительно поршня (буква "F" должна быть направлена в ту же сторону, что и стрелка на дне поршня);

4 – обозначение номера цилиндра;

5 – обозначение длины шатуна;

6 – обозначение массы шатуна

Привод топливного насоса высокого давления

А – шестерня коленчатого вала;
В – промежуточная шестерня;
С – шестерня топливного насоса;
D – втулка подшипника;
Е – фланец топливного насоса;
F – уплотнение;
G – сегментная шпонка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установить упорные полукольца коленчатого вала в гнезда в среднем коренном подшипнике, направляя масляные канавки полуколец наружу коренного подшипника.
2. Вставить вкладыши коренных подшипников.
3. Смазать маслом коренные и шатунные шейки вала и вкладыши коренных подшипников.
4. Установить коленчатый вал на вкладышах коренных подшипников в блоке цилиндров двигателя.
5. Установить крышки коренных подшипников (стрелками на крышках направленными в сторону привода системы газораспределения) вместе с вкладышами.
6. Смазать маслом резьбу новых болтов крепления крышек коренных подшипников.
7. Затянуть болты крепления крышек коренных подшипников соответствующим моментом.
Предупреждение

Для крепления коренных и шатунных крышек использовать только новые болты.


8. Если снимались поршневые кольца, то установить их на поршни надписью "TOP" в сторону дна поршня.
9. Расставить замки колец под углом 120°.
10. Смазать маслом гладкую поверхность цилиндров, боковую поверхность поршней и поршневые кольца.
11. Установить полувкладыши в основаниях шатунов.
12. Установить узлы поршень-шатун в цилиндрах, обращая внимание на установочные знаки:
      – шатун и крышка обозначены номером цилиндра, в котором установлены (цилиндр №1 со стороны привода системы газораспределения);
      – стрелка на дне поршня и буква "F" на боковой поверхности шейки шатуна должны быть направлены в сторону привода системы;
      – шатуны разделены на четыре селекционные группы, отличающиеся расстоянием между осями отверстий головки и основания; это позволяет ограничить до минимума разницу выступания поршня над верхней плоскостью блока цилиндров (а тем самым и разницу степени сжатия в отдельных цилиндрах);
      – селекционная группа расстояния между осями шатунов обозначается буквами "А", "В", "С" и "D", выбитыми на крышках шатунов (буква "А" относится к наиболее коротким шатунам);
      – шатуны разделены на две селекционные группы в зависимости от их массы: "light" (легкий) и "heavy" (тяжелый); все шатуны в двигателе должны принадлежать к одной и той же группе по массе.
13. Вставить полувкладыши в крышки шатунов.
14. Смазать маслом шатунные вкладыши и шейки вала.
15. Установить крышки шатунов, обращая внимание на их обозначение.
16. Вставить новые болты крепления крышек шатунов и смазать их резьбу маслом.
17. Затянуть болты крепления крышек шатунов соответствующим моментом.
18. Установить переднюю крышку с масляным насосом. Смазать насос маслом и провернуть его. Перед установкой крышки вставить в нее уплотнительное кольцо.
19. Установить заднюю крышку коленчатого вала вместе с новой прокладкой, достигающей нижней плоскости блока цилиндров двигателя.
20. Затянуть болты крепления задней крышки.
21. Установить при помощи приспособления 21.148 и болта крепления шкив коленчатого вала, переднюю пластину блока цилиндров вместе с новой прокладкой.
22. Смазать маслом переднюю шейку коленчатого вала и прокладку круглого сечения шкива.
23. Установить с новым уплотнением маслоприемник масляного насоса.
24. Смазать указанные стрелками места тонким слоем герметизирующей пасты и установить масляный поддон вместе с новой прокладкой.
25. Вставить сначала четыре болта крепления в углах масляного поддона, завинтить их рукой, затем вставить и завинтить рукой остальные болты крепления масляного поддона.
26. Затянуть болты, за исключением болтов в углах поддона, соответствующим моментом.
27. Затянуть болты в углах масляного поддона соответствующим моментом.
28. Привинтить масляный фильтр.
29. Установить топливный насос высокого давления с новым уплотнением на корпус шестерни и завинтить болты и гайки.
30. Установить шестерню на коленчатый вал, обращая внимание, чтобы шпоночный паз со шпонкой в шейке находился точно напротив паза в шестерне
31. Смазать маслом гнездо подшипника в промежуточной шестерне, установить шестерню с втулкой подшипника без шайбы. Узкая часть шестерни должна быть направлена назад.
32. При сборке привода топливного насоса высокого давления метки на шестернях должны совпадать.
33. Установить шестерню топливного насоса высокого давления.
34. Установить крышку привода насоса, предварительно вставив радиальные уплотнительные кольца.
35. Установить насос системы охлаждения с новым уплотнением.
36. Установить ременной шкив коленчатого вала.
37. Установить головку блока цилиндров.
38. Установить вакуумный насос с новым уплотнительным кольцом круглого сечения. Для этого проворачивать двигатель до тех пор, пока у эксцентрика распределительного вала на будет самая малая длина хода. Затем последовательно установить нижний болт, вакуумный насос и верхний болт. Равномерно затянуть оба болта и установить шланг возврата масла.
39. Привинтить корпус термостата с новым уплотнением. Цветная метка должна быть направлена вверх.
40. Установить свечи накаливания и токовую шину.
41. Установить теплозащитный экран.
42. Привинтить к головке блока цилиндров топливный фильтр, подсоединить топливопроводы к насосу.
43. Установить новый топливный фильтр.
44. Топливный насос высокого давления выставить на начало подачи топлива.
45. Установить генератор.
46. Установить маховик на коленчатый вал.
47. Установить на маховик сцепление, предварительно сцентрировав оправкой диск сцепления относительно маховика.
48. Установить стартер.

49. Установить выпускной коллектор.