9.2. Автоматическая трансмиссия


Наружные компоненты блока автоматической трансмиссии

1 — Картер преобразователя вращения
2 — Главный картер
3 — Торцевая крышка
4 — Поддон картера трансмиссии
5 — Направляющая трубка измерительного щупа
6 — Щуп измерения уровня ATF
7 — Охладитель ATF
8 — Трос включения режима kick-down
9 — Сапун
10 — Датчик-выключатель разрешения запуска/ огней заднего хода
11 — Рычаг выбора передач

12 — Подъемный рым
13 — Привод спидометра
14 — Левый выход главной передачи
15 — Правый выход главной передачи
16 — Сливная пробка главной передачи
17 — Преобразователь вращения
18 — Болты подшипника вторичного вала
19 — Регулятор тормозной ленты
20 — Точки контроля давления
21 — Сливная пробка поддона картера трансмиссии

В качестве дополнительной комплектации на бензиновые модели 1.8 и 2.0 л, а также на дизельные модели без турбонаддува может быть установлена 4-ступенчатая полностью автоматическая трансмиссия (АТ), состоящая из преобразователя вращения, планетарной сборки, гидроприводных муфт сцепления и тормозных лент (см. иллюстрацию Наружные компоненты блока автоматической трансмиссии).

Преобразователь вращения обеспечивает жидкостную передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. По сути, преобразователь играет роль автоматического сцепления, заодно обеспечивая усиление крутящего момента при акселерации.

Планетарная сборка обеспечивает четыре различных передаточных отношения при движении автомобиля вперед и возможность включения реверса. Величина передаточного отношения определяется тем, какие компоненты планетарной сборки в текущий момент заблокированы, а какие вращаются. Блокировка и отпускание компонентов планетарной сборки осуществляется при помощи муфт сцепления и тормозных лент, активируемых гидравлическим блоком управления. Входящий в состав АТ жидкостный насос обеспечивает необходимое для срабатывания муфт сцепления и тормозных лент гидравлическое давление.

Водитель управляет функционированием трансмиссии при помощи 7-позиционного рычага селектора. Перевод рычага в положение “D” обеспечивает возможность движения автомобиля с переключением трансмиссии в полном диапазоне передаточных отношений четырех передних передач. Дополнительно предусмотрена функция автоматического перевода трансмиссии на пониженную передачу при полном выжимании педали акселератора (kick-down). Кроме “D” предусмотрено еще три положения, обеспечивающих поступательное движение автомобиля в ограниченном диапазоне передаточных отношений передних передач. Так, в положении “1” обеспечивается возможность движения автомобиля не выше чем на 1-й передаче; в положении “2” трансмиссия может переключаться в диапазоне до 2-й передачи, а в положении “3”, соответственно, - до 3-й. Режимы ограниченных диапазонов предназначены для использования при движении автомобиля в сложных дорожных условиях, связанных с необходимостью торможения двигателем (например, движение под уклон или по серпантину).

Ни в коем случае не производите переключение трансмиссии в режим ограничения передаточных отношений при высоких оборотах двигателя (свыше 4000 в минуту)!

Ввиду сложности конструкции АТ выполнение любых работ по ее ремонту следует поручать специалистам фирменного автосервиса компании Citroёn, располагающим соответствующими навыками и всем необходимым оборудованием. В приведенных далее разделах содержится лишь описание процедур общего обслуживания АТ, выполнение которых под силу среднестатистическому механику-любителю.