4.1.6. Снятие и установка распределительных валов

Распределительные валы у 4-клапанного двигателя могут сниматься, если, например, необходимо ослабить болты крепления головки цилиндров. Так как для этого требуется специальный инструмент BMW, то рекомендуется эту операцию проводить на СТО BMW.

При установке без специального инструмента возникает опасность повреждения распределительных валов. Кроме того, клапаны могут быть погнуты при соприкосновении с днищами поршней.

Все элементы клапанного привода, например, вкладыши подшипников или тарельчатые пружины и зубчатые втулки на звездочках должны быть установлены на их прежние места. Для этого их необходимо разместить на специальном поддоне.


Модели 320i, 323i, 328i (двигатель М52TU)

 СНЯТИЕ

1 Снимите кожух воздушного фильтра, обратитесь к Разделу Снятие и установка воздушного фильтра двигателя.
2 Снимите свечи зажигания, обратитесь к Разделу Свечи зажигания.

3 Отсоедините патрубок вентиляции картера у крышки головки цилиндров трубопровода”.

4 Отверните болты крепления и снимите крышку головки цилиндров (стрелки на иллюстрации). При этом обратите внимание на резиновые прокладки болтов крепления, чтобы позднее правильно их установить.

5 Снимите вентилятор/муфту вентилятора, обратитесь к Разделу Снятие и установка вентилятора с вязкостной муфтой.
6 Снимите крышку распределительного вала впускных клапанов.

7 Отсоедините маслопровод (стрелка на иллюстрации) у двойного блока VANOS.

8 Вместо маслопровода присоедините к двойному блоку VANOS сжатый воздух через соответствующий переходник и подайте воздух давлением от 2 до 8 бар.

Эта и последующая операции необходимы для того, чтобы установить распределительные валы в их основное положение.

9 Проверните коленчатый вал как минимум на два оборота по направлению часовой стрелки при нагруженном блоке VANOS. Провернуть коленчатый вал и соответственно двигатель можно одним из следующих способов:

— Переключите КПП в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз. Проверните коленчатый вал за центральный болт крепления шкива по направлению часовой стрелки с помощью головки.
— Поднимите и установите автомобиль на подставки сбоку сзади. Включите пятую передачу и отпустите стояночный тормоз. Проверните вперед поднятое заднее колесо. При этом одновременно поворачивается коленчатый вал
— Установите автомобиль на ровной площадке. Включите пятую передачу. Осторожно сдвиньте или попросите сдвинуть автомобиль вперед.

10 Установите коленчатый вал в положение ВМТ первого цилиндра. Вершины кулачков (стрелки на иллюстрации) впускного и выпускного клапанов первого цилиндра (со стороны привода ГРМ) должны быть обращены вверх.

11 Зафиксируйте коленчатый вал в положении ВМТ инструментом BMW или другим подходящим стержнем. Для этого вставьте стержень в отверстие в блоке цилиндров (стрелка на иллюстрации) в отверстие маховика, вынув предварительно пробку в блоке цилиндров.

12 Выверните шпильки (стрелки на иллюстрации).

13 Зафиксируйте распределительные валы инструментом BMW-11 3 240, показанном на иллюстрации в положении ВМТ первого цилиндра. Можно воспользоваться инструментом KLANI KL-0580-4. Инструмент устанавливается через шестигранник распределительных валов и накладывается на кромку головки цилиндров.

14 Отсоедините сжатый воздух от блока VANOS -4-.

После открывания резьбовых пробок вытекает масло. Приготовьте тряпку и емкость. Масло, попавшее на резиновые элементы и клиновой ремень, немедленно протрите.

15 Выверните резьбовые пробки -1- в оси распределительных валов впускных и выпускных клапанов, вытрите вытекшее масло.
16 Выньте плоскогубцами крышки -2-под пробками.
17 Выверните калиброванные болты -3- под крышками.

Болты имеют левую резьбу, то есть для отворачивания их следует вращать вправо.

18 Отверните проушину (стрелки на иллюстрации).

19 Расстыкуйте разъем у блока VANOS.

20 Отверните гайки (стрелки на иллюстрации) и снимите блок VANOS.

После снятия блока VANOS проворачивать двигатель не допускается. Зубчатый валик распределительного вала впускных клапанов может выскользнуть из шлицевого соединения и клапаны станут неуправляемыми и могут ударять по днищу поршня.


21 Выверните натяжитель цепи (стрелка на иллюстрации) у головки цилиндров.

Удерживайте натяжитель, он находится под давлением пружины.


22 Прижмите верхний натяжитель цепи у соединительной цепи между распределительными валами и зафиксируйте в этом положении, вставив инструмент BMW-11 3 292.

23 Отверните три гайки крепления датчика на звездочке распределительного вала выпускных клапанов. Снимите колесо датчика с тарельчатой пружины со звездочки.

24 Отверните гайки крепления (стрелки на иллюстрации) на звездочке распределительного вала впускных клапанов. Снимите упорную шайбу со звездочки.

Перед отворачиванием гаек крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов обведите гайки фломастером, чтобы при установке звездочку закрепить в ее прежнее положение. В противном случае правильно выставить звездочки можно будет только с помощью специального инструмента BMW.

25 Отверните три болта крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов.
26 Снимите обе звездочки с цепью с распределительных валов.

27 Отсоедините верхний натяжитель цепи (стрелки на иллюстрации).

28 Отсоедините звездочку от распределительного вала.

Закрепите звездочку проволокой, чтобы она не сползла вниз.


29 Для снятия распределительных валов требуется приспособление BMW 11 3 260. Оно предназначено для всех подшипников распределительных валов в положении установки, когда освобождаются вкладыши подшипников. Операция снятия обоих распределительных валов одинакова, последовательность снятия значения не имеет.

30 Выверните свечи зажигания. Установите приспособление и закрепите его в резьбовых отверстиях свечей зажигания цилиндров 1 и 4 моментом 25 Н•м.

31 Поверните гаечным ключом эксцентриковый вал в направлении стрелки и закрепите крышки подшипников.

32 Ослабьте болты крепления всех крышек подшипников.

Крышка первого подшипника распределительного вала впускных клапанов центрируется втулками. Для исключения перекоса распределительного вала отверните болты крепления крышки первого подшипника и снимите ее.

33 Ослабьте приспособление и снимите его.

34 Снимите крышки подшипников и распределительные валы. Положите крышки в порядке их установки на двигатель. Установку крышек на двигателе необходимо выполнить в том же порядке. Крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов имеют маркировку с А1 по А7, распределительные валы впускных клапанов с Е1 по Е7 (стрелки на иллюстрации).

35 Если необходимо, например, для снятия клапанов, снимите в комплекте планку подшипников -2- с толкателями. Обратите внимание на центрирующие втулки -2-. Планки подшипников в точке “2” имеют маркировку “А” для стороны выпуска и “Е” для стороны впуска.

Толкатели клапанов могут выскользнуть вниз из планки подшипников, если они не закреплены. СТО BMW применяют для этой цели присоски, которые могут устанавливаться сверху на толкатель и препятствуют выскальзыванию. Маркируйте толкатели. Они должны быть установлены на прежнее место, если вынимались из планки. 1 - головка цилиндров.

Не ставьте снятые толкатели более чем на 10 мин на головку, так как в противном случае из нее вытечет двигательное масло и перестанет работать автоматическая компенсация клапанных зазоров.


Звездочки приводной цепи блока VANOS

1 — колесо импульсного датчика
2 — тарельчатая пружина
3 — упорная шайба 3.5 мм
4 — зубчатый вал
5 — звездочка
6 — винт TORX
7 — зубчатая втулка
8 — звездочка
9 — штифт

10 — распределительный вал впускных клапанов
11 — фигурная шайба
12 — зубчатый вал
13 — звездочка
14 — штифт
15 — упорная шайба
16 — колесо импульсного датчика
17 — распределительный вал впускных клапанов



 УСТАНОВКА

Перед установкой распределительных валов поверните коленчатый вал примерно на 30° против направления вращения двигателя (влево за шестигранник шкива) через ВМТ. Таким образом, ни один из поршней не будет стоять вверху и можно будет посадить клапаны на место. Гидротолкатели клапанов без нагрузки со стороны распределительного вала вытягиваются и после установки требуют некоторого времени, чтобы снова сжаться. Вследствие этого клапаны могут быть открыты больше, чем это соответствует положению распределительного вала и могут сесть на поршни. Поэтому после установки распределительных валов необходимо подождать 40 мин, пока можно будет проворачивать двигатель. Только после этого можно повернуть коленчатый вал в положение ВМТ и установить цепи привода ГРМ, обратитесь к подразделу Установка головки цилиндров.

1 Проверьте поверхность толкателей, при наличии дефектов замените.
аспределительных валов и установите распределительные валы так, чтобы вершины кулачков первого цилиндра показывали друг на друга.

2 Установите планку с подшипниками и вставленными толкателями в головку цилиндров. Проверьте наличие центрующих втулок -3-.

3 Вставьте вкладыши подшипников согласно маркировке. Они должны располагаться на прежних местах.
4 Вставьте приспособление и зажмите вкладыши.
5 Затяните вкладыши распределительных валов моментом 15 Н•м.
6 Снимите приспособление.

7 Вставьте линейку для фиксации распределительных валов.

8 При необходимости. Стрелка - шестигранник второго распределительного вала.

Следите за тем, чтобы не повредить корпус распределительных валов. При необходимости сошлифуйте снаружи гаечный ключ.

9 Закрепите колесо датчика и упорную шайбу на распределительном вале впускных клапанов моментом 20 Н•м.

10 Установите звездочку на распределительном валу выпускных клапанов. Стрелка на звездочке должна указывать в сторону верхней кромки головки цилиндров.

11 Поршень натяжителя цепи -1- вывернут. Вверните в резьбу натяжителя инструмент BMW – 11 4 220.

Указанный инструмент нажимает на цепь и немного натягивает ее, чтобы звездочки распределительных валов были в своем рабочем положении. При наличии некоторых навыков такой инструмент можно изготовить самостоятельно. При отсутствии инструмента правильный монтаж цепи невозможен.

12 Слегка прижмите натяжитель цепи вращением натяжного винта инструмента BMW – 11 4 220. Цепь не должна провисать.

13 Выставьте звездочку на распределительном вале выпускных клапанов. Стрелка на звездочке должна указывать в стороны верхней кромки головки цилиндров.

14 Закрепите звездочку на распределительном валу выпускных клапанов тремя болтами моментом 28 Н•м.

15 Закрепите верхний натяжитель цепи.

16 Вставьте зубчатую втулку -6-. При этом впадины зубьев на распределительном валу и зубчатой втулке должны быть напротив друг друга (стрелки на иллюстрации).

17 Вставьте зубчатый вал так, чтобы болты крепления звездочки лежали в центре овальных отверстий зубчатой втулки.

18 Наденьте верхнюю цепь на звездочки и выставьте согласно маркировкам, нанесенным при снятии. Если устанавливаются новые детали, перенесите на них маркировки со старых деталей.

19 Наденьте верхнюю цепь с обеими звездочками на распределительные валы. При этом впадины зубьев (стрелка на иллюстрации) на распределительном валу впускных клапанов и на звездочке должны находиться напротив друг друга. Вставьте зубчатый вал -4- штифтами во впадины зубьев и вдавите.

В отличие от иллюстрации упорная шайба -5- еще не установлена.

20 Снова немного выньте зубчатый вал -4- так, чтобы был виден 1 мм ширины зуба.
21 Установите упорную шайбу на звездочке распределительного вала впускных клапанов так, чтобы можно было прочитать надпись “FRONT”. Наверните гайки крепления звездочки так, чтобы они прилгали, но не затягивайте их.
22 Закрепите звездочку распределительных валов, затянув гайки моментом 5 Н•м, а затем снова ослабьте их на пол-оборота.
23 Установите упорную шайбу на звездочке распределительного вала впускных клапанов так, чтобы была видна надпись “F”. Если надпись не видна, обратите внимание на направление установки упорной шайбы: Большой прилегающий диаметр должен показывать в направлении распределительного вала.
24 Установите на звездочку распределительного вала выпускных клапанов колесо датчика. Стрелка на колесе должна быть обращена наружу в сторону верхней кромки головки цилиндров.
25 Выньте до упора зубчатый вал на звездочке распределительного вала выпускных клапанов.

26 Нажмите рукой на натяжитель верхней цепи и снимите фиксирующий инструмент BMW.

27 Натяните цепь вращением натяжного винта инструмента BMW-11 4 220 моментом 0.7 Н•м.

28 Очистите от масла и загрязнений уплотнительную поверхность блока VANOS. Проверьте наличие направляющих втулок -1-.

29 Закрепите инструмент BMW-11 6 150 -1- (стрелки на иллюстрации). Этим инструментом фиксируются зубчатые втулки при натяжении звездочек.

30 Прижмите три гайки -2- и -3- к обеим звездочкам сначала моментом 5 Н•м, не затягивая их.
31 Затяните болты -4- в пазах моментом 22 Н•м.
32 Затяните гайки -2- и -3- моментом 22 Н•м.
33 Отсоедините инструментом BMW-11 6 150.
34 Уплотните уголки уплотнительной поверхности между головкой цилиндров и блоком VANOS герметиком “Drei Bond 1209” или “Loctite Ultra Black”.

35 Замените уплотнительную прокладку блока VANOS. Закрепите блок (стрелки на иллюстрации). Затяните гайки М6 моментом 10 Н•м и гайки М6 моментом 22 Н•м.

36 Состыкуйте разъем у блока VANOS.
37 Вверните направляющие болты у распределительных валов впускных и выпускных клапанов и затяните моментом 10 Н•м.

Левая резьба, то есть для заворачивания надо вращать влево.

38 Замените крышки, находящиеся под резьбовыми пробками, и вставьте их плоскогубцами.
39 Заверните резьбовые пробки с новыми уплотнительными кольцами у распределительных валов впуск впускных и выпускных клапанов и затяните моментом 50 Н•м.
40 Закрепите болтами проушину двигателя спереди.
41 Снимите специальный инструмент для фиксации распределительного и коленчатого валов.

42 Присоедините трубопровод сжатого воздуха с помощью переходника и подайте воздух давлением 2 – 8 бар.

43 Поверните не менее чем на два оборота коленчатый вал по направлению часовой стрелки и нагруженном воздухом блоке VANOS.

44 Установите двигатель в положение ВМТ первого цилиндра. Вершины кулачков впускного и выпускного клапанов первого цилиндра (стрелки на иллюстрации) должны быть обращены вверх одновременно.

45 Снова вставьте стержень для фиксации коленчатого вала.

46 Снова вставьте стержень для фиксации распределительного вала.

Линейка для фиксации распределительных валов может возвышаться на 1 мм над распределительным валом впускных клапанов. Если линейка со стороны выпускного коллектора стоит высоко, необходимо отрегулировать газораспределительный механизм поворотом звездочек распределительных валов. Для этого ослабьте звездочки на распределительных валах, поверните их и затем снова закрепите моментом 22 Н•м.

47 Снимите линейку для фиксации распределительных валов.
48 Снимите присоединение сжатого воздуха с блока VANOS. Закрепите маслопровод к блоку VANOS с новыми уплотнениями моментом 30 Н•м. Состыкуйте разъем.

49 Выверните инструмент BMW-11 4 220 у натяжителя цепи.

50 Выверните поршень натяжения цепи с новым уплотнительным кольцом моментом 70 Н•м.

51 Вверните палец крышки головки цилиндров.

52 Установите крышку распределительных валов впускных клапанов.
53 Смажьте сопрягаемые поверхности между блоком VANOS и головкой цилиндров герметиком, например, “Drei Bond 1209” или “Loctite Ultra Black”.
54 Этим же герметиком смажьте переходы к полукружьям уплотнительной поверхности к крышке головки цилиндров .

55 Установите крышки головки цилиндров. Поврежденные прокладки замените, обратитесь к сопроводительной иллюстрации. При установке прокладки крышки головки цилиндров особое внимание обратите на правильное положение в полукружьях торцевой стороны головки цилиндров. Равномерно обожмите крышку моментом 10 Н•м.

56 Вставьте датчик распознавания цилиндров и закрепите его. При повреждении уплотнительного кольца замените его.
57 Установите свечи зажигания, обратитесь к Разделу Свечи зажигания.
58 Установите выпускной коллектор и приемную трубу, обратитесь к Разделу Снятие и установка выпускного коллектора.

Перед запуском двигателя выньте стержень положения ВМТ в маховике. Снова установите в отверстие на блоке цилиндров заглушку.

59 Установите присоединение для вентиляции картера на крышке головки цилиндров и зафиксируйте его.

60 Установите вентилятор/муфту вентилятора, обратитесь к Разделу Снятие и установка вентилятора с вязкостной муфтой.
61 Установите кожух воздушного фильтра, обратитесь к Разделу Снятие и установка воздушного фильтра двигателя.


Модель 320d (двигатель М47)

 СНЯТИЕ

Операции и указания, действующие в отношении всех двигателей, приведены в Разделе для двигателей 316i, 318i. В настоящем Разделе приведены только отличия, относящиеся к двигателю 320d.

1 Снимите вакуумный насос, обратитесь к соответствующему разделу.
2 Снимите крышку головки цилиндров, обратитесь к Разделу Снятие и установка головки цилиндров/замена уплотнительной прокладки.

3 Зафиксируйте коленчатый вал в положении ВМТ инструментом BMW-11 2 300 или другим соответствующим стержнем. Для этого вставьте стержень через отверстие в блоке цилиндров над стартером в отверстие маховика.

4 Зафиксируйте натяжитель цепи в сжатом положении. Для этого выверните винт с внутренним шестигранником в районе торцевой стенки блока цилиндров (стрелка на иллюстрации) и вставьте стержень BMW -11 3 340 или другой подходящий стержень.

5 Отверните болты крепления и снимите верхнюю направляющую цепь.
6 Отверните болты крепления и снимите обе звездочки распределительных валов. При этом удерживайте валы за шестигранник. Для фиксации распределительного вала впускных клапанов СТО BMW применяет инструмент BMW -11 6 320.
7 Отверните болты крепления и снимите крышки подшипников распределительных валов. Положите их в порядке установки. Выньте распределительные валы.
8 Выньте коромысла из головки цилиндров и также положите их на двигатель в порядке установки. Моменты затяжки приведены в Спецификациях.