2.6.1.3. 5-цилиндровый бензиновый двигатель

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров

Головку блока цилиндров снимать только на остывшем двигателе (температура помещения). Выхлопной и впускной коллекторы не снимаются.

Головку блока цилиндров можно снять, не снимая двигателя.

Особенности снятия и установки головки блока цилиндров дизельного двигателя описаны в подразделе 2.6.1.4. Дефект прокладки головки блока цилиндров можно распознать по следующему одному или нескольким признакам:

 – потере мощности;
 – утечке охлаждающей жидкости (белые клубы выхлопных газов при теплом двигателе);
 – утечке масла;
 – охлаждающая жидкость в моторном масле (уровень масла не уменьшается, а увеличивается, серый цвет моторного масла, пузырьки пены на указателе уровня масла, масло жидкое);
 – моторное масло в охлаждающей жидкости;
 – сильному бурлению охлаждающей жидкости;
 – отсутствию компрессии между двумя соседними цилиндрами.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоединить провод "массы" (-) от аккумуляторной батареи.

Предупреждение

При этом из памяти радиоприемника стираются код противоугонного устройства и настроенные радиостанции. Батарею отсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае выйдет из строя прибор управления системой впрыска топлива.


2. Снять верхнюю часть впускного коллектора.
3. Снять все вакуумные шланги. Для облегчения сборки предварительно пометить их клейкой лентой.
4. Отсоединить тросик управления дроссельной заслонкой от штуцера дроссельной заслонки и упора.
5. Разъединить и отсоединить все провода.
6. Для облегчения сборки пометить провода клейкой лентой.

Предупреждение

Кабельные зажимы открыть и если потребуется разрезать. Кабельные зажимы не снимать для того, чтобы при сборке можно было новые зажимы установить на старые места.


7. Снять свечные провода.
8. Снять крышку распределителя. Для этого открыть отверткой два пластинчатых зажима.
9. Снять бегунок распределителя.
10. Пометить клейкой лентой все топливопроводы и снять их.
11. Полностью слить охлаждающую жидкость.
12. Ослабить хомуты и снять все шланги охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров.
13. Установить машину на подпорки.
14. Снять нижний кожух моторного отсека.
15. Отвинтить выхлопную трубу от выхлопного коллектора и кронштейна коробки передач. Опустить немного вниз систему отвода отработанных газов и подвесить на проволоку.
16. Снять верхний кожух зубчатого ремня.
17. Ослабить зубчатый ремень и снять сверху с распредвала.
18. Отвинтить крышку головки блока цилиндров.
19. Снять прокладку головки блока цилиндров.
20. Ослабить на 1/2 оборота и затем вывинтить болты головки блока цилиндров в порядке обратном их нумерации от 12 к 1 (см. рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров).
21. Проверить отсоединение всех проводов и шлангов, идущих к головке блока цилиндров.
22. Снять головку блока цилиндров, предварительно вывинтив винты заднего кожуха зубчатого ремня и отогнув его в сторону.
23. Установить головку блока цилиндров на два деревянных бруса.
24. Снять прокладку головки блока цилиндров.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обратить внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Закрыть отверстия ветошью.
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов головки блока цилиндров, при необходимости масло удалить. Для этого ввести в отверстие чистую ветошь и собрать масло.

Предупреждение

Оставшееся в отверстиях масло при затяжке болтов может стать причиной повреждения блока цилиндров.


3. Проверить головку блока цилиндров с на неплоскостность с помощью стальной линейки и лепесткового щупа, в различных местах. Неплоскостность не должна превышать 0,1 мм.

Предупреждение

Если поверхности уплотнения головки блока цилиндров будут доводиться, то минимально допустимая высота головки не должна быть занижена (см. подраздел 2.10.3).


4. Головка блока цилиндров с разрывами седел клапанов или колец седел клапанов, а также начало резьбовых заходов свечей зажигания могут эксплуатироваться и дальше без сокращения срока их службы и переборки если ширина разрывов не превышает а = max 0,5 мм.
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда. Надпись "oben" должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку без герметика установить так, чтобы она не закрывала ни одного отверстия.
6. Для центровки головки блока цилиндров ввинтить в отверстия 9 и 10 болтов головки блока цилиндров (см. рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров) направляющие пальцы V.A.G.-3070(стрелками указаны места установки пальцев). Если под рукой нет пальцев, то изготовить направляющие штифты самому. Для этого спилить головки у старых болтов головки блока цилиндров и пропилить на их торце паз под отвертку.
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни находились примерно на равной высоте.
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты.
9. Установить оставшиеся 10 болтов с прокладочными шайбами и затянуть их от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.
10. Вывинтить направляющие штифты отверткой и ввинтить оставшиеся два болта с шайбами. Затянуть от руки.

Предупреждение

Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой осторожностью. Перед затяжкой необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягиваются на холодном двигателе.


11. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 до 12 в два приема: вначале с усилием 40 Н·м, а затем – 60 Н·м. После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°). Допускается дополнительная затяжка 90° х 2 (за 2 раза по 90° каждый). При затяжке болтов головки блока цилиндров оценивать угол поворота по расположению рукоятки ключа относительно двигателя: 1/4 оборота (90°) соответствует положению рукоятки поперек двигателя.

Предупреждение

У бензиновых двигателей дозатяжка болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или ремонта не допустима.


12. Установить зубчатый ремень.

Предупреждение

При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом необходимо после установки головки смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и рабочей поверхностью кулачков.


13. Установить крышку головки блока цилиндров с прокладкой и затянуть моментом 10 Н·м. Поврежденную прокладку заменить.
14. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор.
15. Установить брызговик двигателя.
16. Снять машину с подпорок.
17. Надеть шланги охлаждающей жидкости и закрепить хомутами.
18. Подсоединить все электропровода согласно меткам клейкой лентой.
19. Установить бегунок распределителя. Движениями туда-сюда проверить надежность крепления.
20. Установить крышку распределителя и закрепить двумя пластинчатыми зажимами.
21. Надеть свечные провода в порядке работы цилиндров 1–2–4–5–3. Первый цилиндр находится у зубчатого ремня.
22. Подсоединить все топливопроводы и закрепить хомутами.
23. Подсоединить все вакуумные шланги согласно меткам клейкой лентой.
24. Подсоединить тросик управления дроссельной заслонкой к дроссельной заслонке и упору.
25. Надеть шланг подогрева на кожух передней выхлопной трубы и закрепить хомутом.
26. Установить впускной коллектор.
27. Подсоединить провод "массы " (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить точное время на часах.

Предупреждение

Подсоединять аккумуляторную батарею только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.


28. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда.
29. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, заменить масло и фильтр.
30. Прогреть двигатель до рабочей температуры, проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность шланговых соединений.
31. Проверить момент зажигания (см. подраздел 2.14.6).
32. Проверить холостой ход и содержание СО (см. подраздел 2.18.1).
33. Проверить компрессию (см. подраздел 2.11).