2.17.7.7. Эксплуатация машин, оснащенных катализатором

Бензиновые двигатели VW T4 серийно оснащаются катализаторами. Катализатор требует, чтобы двигатель работал исключительно на неэтилированном бензине (без содержания свинца).

Сигналы управления система впрыска топлива получает от лямбда-зонда, который находится перед катализатором в выхлопной трубе и омывается потоком отработавших газов. Лямбда-зонд это электроизмерительный датчик, который указывает остаточное содержание кислорода в выхлопных газах по колебаниям напряжения и позволяет сделать заключение о составе воздушно-топливной смеси. В течение долей секунды передает лямбда-зонд соответствующие сигналы в блок управления системы впрыска топлива, постоянно изменяя при этом соотношение воздушно-топливной смеси. С одной стороны это требуется в результате постоянно изменяющихся эксплуатационных условий (холостой ход, полный газ), с другой стороны, по причине дополнительного сгорания топлива в катализаторе, так как в выхлопном газе содержится еще достаточное его количество.

Для того чтобы, при температурах от +300° до 800° С в катализаторе могло догорать топливо, воздушно-топливная смесь должна содержать большую долю бензина, чем это требуется для чистого сгорания. Вследствие этого у машины с катализатором расход топлива на 5% выше.

Катализатор расположен на месте дополнительного глушителя под днищем машины. Катализатор состоит из керамического корпуса в форме сот, покрытых платиной или радием. Хрупкий керамический корпус помещен в эластичную жаростойкую проволочную ткань.

Устанавливаемый обычный катализатор представляет из себя 3-ходовой катализатор. Это означает, что у такого катализатора благодаря лямбда-регулировке одновременно происходит окисление окиси углерода (СО) и углеводородов (НС), а также уменьшение содержания окиси азота (NOx).

Для того, чтобы избежать повреждения лямбда-зонда и катализатора, настоятельно необходимо принять во внимание следующие указания:

  – заправлять только неэтилированный бензин;
  – запуск двигателя буксировкой или с толчка недопустимы: несгоревшее топливо может привести к перегреву катализатора и выходу его из строя. Необходимо пользоваться вторым аккумулятором;
  – следует избегать частого повторения холодных запусков. Так как несгоревшее топливо накапливается в катализаторе, при воспламенении сгорает взрывообразно и ведет к выходу катализатора из строя;
  – при плохом запуске, не включать без необходимости стартер надолго. Отыскать и устранить неисправность;
  – при отсутствии зажигания в некоторых цилиндрах, избегать высоких оборотов двигателя. При отсутствии зажигания в каком-либо цилиндре (при тестировании двигателя) несгоревшее топливо поступает в катализатор;
  – не парковать машину над сухой листвой или травой. Выхлопная система в области катализатора имеет высокую температуру;
  – при заливке или доливе моторного масла особенно следить за тем, чтобы ни в коем случае масло не было залито выше "мах" метки на указателе уровня масла. Избыточное масло, по причине неполного сгорания, попадет в катализатор и может его разрушить.