15.1.1. Проверка аккумуляторной батареи

Уровень электролита
Аккумуляторная батарея заполнена серной кислотой, разбавленной дистиллированной водой. Поскольку вода может испаряться, время от времени следует проверять уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду. Уровень электролита должен находиться между метками на корпусе аккумуляторной батареи. Аккумуляторные батареи имеют обычно защиту от переливания. Для доливки следует отвернуть пробку на крышке каждого аккумулятора и залить дистиллированную воду, пока ее не станет видно. Аккумуляторные батареи могут также иметь поддон, закрытый крышкой.
Степень заряженности
(

Проверка плотности электролита
Рис. 317. Проверка плотности электролита: 1 — ареометр; 2 — метка контрольного уровня электролита




Для определения степени заряженности батареи по плотности электролита применяется ареометр. Для контроля следует отвернуть пробку и опустить трубку ареометра внутрь банкирис. 317). С помощью резиновой груши набрать достаточное количество электролита, чтобы поплавок в нем мог свободно плавать. В зависимости от степени заряженности изменяется плотность электролита.
Если плотность равна 1,28 г/см3, то аккумуляторная батарея полностью заряжена; при 1,12 г/см3 аккумуляторная батарея полностью разряжена. Промежуточные значения указывают на степень заряженности. Проверить степень заряженности во всех аккумуляторах.
Зарядка аккумуляторной батареи
В сильно разряженную аккумуляторную батарею дистиллированную воду следует доливать только после зарядки. Во время зарядки уровень электролита повышается, поэтому заполненная в соответствии с инструкцией аккумуляторная батарея может «закипеть». Ток зарядки сначала не должен превышать 10% емкости аккумуляторной батареи, например, при емкости аккумулятора 45 А·ч он должен составлять 4,5 А. Как только будет достигнуто напряжение, равное примерно 2,4–2,45 В на каждом аккумуляторе, ток зарядки следует уменьшить наполовину. В зависимости от конструкции зарядного устройства ток зарядки в большинстве случаев будет уменьшаться автоматически. Аккумуляторная батарея считается полностью заряженной, если плотность электролита в последующие два часа не изменяется.
Пробки аккумуляторов, как правило, должны отворачиваться и оставаться на отверстиях в незатянутом состоянии. Тем самым предусматривается возможность выхода гремучего газа, состоящего из кислорода и водорода. Так как при интенсивной зарядке неизбежно происходит разбрызгивание электролита, то поверхности, прилегающие к аккумуляторной батарее, следует защитить. При зарядке в закрытом помещении необходимо обеспечить хорошую вентиляцию. Ни в коем случае не использовать открытый огонь для освещения отверстий в аккумуляторной батарее.
При применении зарядного устройства аккумуляторную батарею можно оставить в автомобиле. В целях безопасности следует отсоединить оба провода от клемм аккумуляторной батареи.

Предупреждение
При отсоединении провода от аккумуляторной батареи стирается информация из памяти электронных запоминающих устройств.

Снятие и установка

Способ крепления аккумуляторной батареи
Рис. 318. Способ крепления аккумуляторной батареи: 1 — зажимная планка фланца аккумуляторной батареи; 2 — прижимная пластина; 3 — болт, 20 Н·м; 4 — держатель




Аккумуляторная батарея находится в моторном отсеке и закреплена прижимной пластиной 2 (рис. 318) и зажимной планкой 1. Перед снятием необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи. Всегда сначала следует отсоединять отрицательный провод. Затем отвернуть болт 3, снять прижимную пластину 2 и вынуть аккумуляторную батарею.
При установке аккумуляторной батареи сначала следует зачистить клеммы, завести аккумуляторную батарею с усилием фланцем на одной стороне под зажимную планку 1. Установить прижимную пластину 2 и плотно прижать ее к аккумуляторной батарее, вставить болт и затянуть его моментом 20 Н·м.
Для установки на автомобиль подходят аккумуляторные батареи высотой 175 мм или 190 мм.
Пуск двигателя с разряженной аккумуляторной батареей
Наиболее простым способом пуска является пуск с использованием специального провода для подключения к аккумуляторной батарее другого автомобиля. Провод должен обладать значительной площадью поперечного сечения и крупными соединительными зажимами, чтобы пропускать ток от одной аккумуляторной батареи к другой. Сначала следует подключать «плюсовый» провод, потом «минусовый». Помощник должен пустить двигатель и поддерживать среднюю частоту вращения, чтобы генератор мог вырабатывать дополнительный ток.
Наиболее известный способ пуска двигателя с сильно разряженной батареей — буксировка автомобиля.