1.4. Условия работы и инструмент

Для проведения ремонтных работ необходимо чистое, хорошо освещенное рабочее место с верстаком и тисками. Площадь помещения должна быть достаточной для того, чтобы разложить детали, причем в определенном порядке, без необходимости каждый раз убирать их.
Обязательно надо иметь под рукой комплект высококачественного инструмента. Хороший инструмент можно использовать очень долго, он быстро окупит затраты на приобретение. Основа комплекта — гаечные ключи с открытым зевом, с помощью которых можно выполнять работы в любом хорошо доступном месте автомобиля. Желательно иметь набор гаечных накидных ключей, которые применяют в основном при сильной затяжке болтов и гаек или в местах осложненного доступа к элементам крепления.
Чтобы снизить затраты, можно приобрести комплект комбинированных ключей (открытый зев на одном конце и кольцо такого же размера — на другом). На рис. 3 показаны такие ключи. Надо приобрести и головки (их наружный диаметр не должен быть слишком большим), с помощью которых можно отворачивать гайки и болты, находящиеся в очень труднодоступных местах или углублениях.

Двухсторонний рожковый гаечный ключ (1) и комбинированный накидной рожковый гаечный ключ (2)
Рис. 3. Двухсторонний рожковый гаечный ключ (1) и комбинированный накидной рожковый гаечный ключ (2)




Помимо этого еще надо иметь комплект крестовых отверток. В автомобилестроении находят все большее применение болты с головками Torx. Для их отворачивания используется специальный комплект головок.
Если приходится часто ремонтировать автомобиль, дополнительно к основному можно приобрести еще инструмент более узкого назначения. Его применение позволит сэкономить много времени. В качестве примера можно упомянуть ударную отвертку, без которой едва ли можно отвернуть винты с крестообразным шлицем без их повреждения. Естественно, ее можно использовать и для затяжки. Часто бывают необходимы круглогубцы, так как шестерни коробки передач, валы и другие детали удерживаются в рабочем положении в большинстве случаев с помощью упругих колец, снять которые с помощью обычной отвертки удается с большим трудом. Можно приобрести два типа круглогубцев: один для наружных колец (рис. 4), а другой для внутренних колец. Их можно приобрести с прямыми или Г-образными губками. Не обойтись и без динамометрического ключа, который можно настроить так, чтобы он проскальзывал при достижении определенного момента затяжки болта или гайки. Подобные ключи могут быть оснащены индикатором, который показывает достигнутое значение крутящего момента. Благодаря этому можно затянуть болты крепления головки блока цилиндров, не опасаясь появления повреждений или неплотностей вследствие недостаточного момента затяжки. К сожалению, некоторые работы невозможно провести без надлежащего оборудования. Существует ряд работ, проведение которых лучше всего доверять специалистам. На рис. 5 показан наиболее часто используемый инструмент.

Круглогубцы (1) для разведения наружных упругих стопорных колец и острогубцы (2) для снятия внутренних упругих стопорных колец
Рис. 4. Круглогубцы (1) для разведения наружных упругих стопорных колец и острогубцы (2) для снятия внутренних упругих стопорных колец




Инструмент и приспособления, используемые при техническом обслуживании и ремонте
Рис. 5. Инструмент и приспособления, используемые при техническом обслуживании и ремонте: 1 — гидравлический домкрат; 2 — масленка; 3 — опоры; 4 — переносная лампа; 5 — пробник; 6 — динамометрический гаечный ключ; 7 — ножовка; 8 — проволочная щетка; 9 — пластинчатые измерительные щупы; 10, 11 — измерители величины износа шин




Прежде чем проводить какие-либо работы на автомобиле, необходимо внимательно ознакомиться с приведенными далее рекомендациями, чтобы предохранить себя от травм:
- никогда не полагайтесь полностью на один автомобильный домкрат. Используйте всегда дополнительные опоры. При их отсутствии можно подложить впереди или сзади на стороне проводимого ремонта, например, два снятых колеса, положив их одно на другое. Если автомобиль соскользнет, то он встанет на эти колеса;
- никогда не затягивайте окончательно колесные болты или гайки, если автомобиль находится в вывешенном положении на опорах;
- никогда не открывайте крышку радиатора, если двигатель еще не остыл. Если иначе нельзя, то обложите крышку толстым слоем ветоши и поверните ее на один оборот, чтобы выпустить пар;
- никогда не сливайте моторное масло сразу после поездки. Утилизацию моторного масла следует проводить только в соответствии с действующими инструкциями, ни в коем случае нельзя сливать его в водоемы или на землю;
- не допускайте попадания капель тормозной жидкости или антифриза на лакокрасочные покрытия. Образующиеся в результате пятна удаляются с трудом или вообще не поддаются удалению;
- не вдыхайте пыль, образовавшуюся вследствие износа тормозных накладок. Несмотря на то что тормозные накладки и колодки изготовляют, как правило, без применения асбеста, эта пыль тем не менее токсична. При использовании сжатого воздуха для продувки тормозов необходимо предотвратить попадание пыли в органы дыхания;
- без промедления удаляйте с пола остатки масла или смазки, чтобы не поскользнуться;
- не используйте гаечные ключи с несоответствующей шириной зева или изношенные ключи. Проскальзывание гаечного ключа связано в большинстве случаев с риском получения травмы. На места ссадин и порезов следует обязательно наложить пластырь, чтобы не допустить загрязнения или попадания масла;
- никогда не поднимайте очень тяжелые детали автомобиля без помощника;
- при необходимости проведения работ на системе выпуска отработавших газов дождитесь, когда ее детали остынут;
- при использовании в работе электроинструмента необходимо надевать защитные очки. Они не будут лишними и при работе под автомобилем;
- приобретите хороший защитный крем для рук, чтобы обрабатывать им руки перед выполнением «грязных» работ. Он позволит легче отмыть их после работы и защитит от агрессивного воздействия отработанного масла и других вредных веществ;
- нельзя работать в рубашках с длинными рукавами, с развевающимися частями одежды рядом с движущимися механизмами. Длинные волосы во время работы надо подвязать;
- никогда не курите в непосредственной близости от автомобиля. Следует отсоединять клеммы от аккумуляторной батареи, если выполняются работы на системе питания. Вызванное металлическими предметами короткое замыкание может привести к искрообразованию. Для обеспечения противопожарной безопасности необходимо иметь под рукой огнетушитель;
- никогда не кладите на двигатель включенную переносную лампу — ее сильный нагрев может привести к порче высоковольтных проводов, несмотря на то что они защищены проволочным кожухом.
Если соблюдать эти рекомендации при проведении описываемых в данном руководстве работ, вы избежите травм, а автомобиль будет исправным.