16.6. Освещение и световая сигнализация

Фары

На автомобиле установлены две блок-фары производства Bosch или АО "Автосвет", объединяющие фары ближнего и дальнего света, лампы габаритного (стояночного) света и указатели поворота. Блок-фары различаются по конструкции. Фара ближнего света "Автосвет" - с плоским экраном и линзой между лампой и рассеивателем, рассеиватель блок-фары приклеен к корпусу, лампа габаритного света расположена в фаре дальнего света. Фара ближнего света Bosch - без линзы, с экраном-колпачком на лампе, лампа габаритного света – в фаре ближнего света. Указатели поворота у обеих блок-фар одинаковые, точки крепления совпадают: вверху – болтами к верхней поперечине рамки радиатора, внизу – гайкой к шпильке на кронштейне брызговика и болтом – к стойке рамки радиатора.

В фарах устанавливаются однонитиевые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света – все лампы (и ближнего и дальнего света).

Напряжение на лампы ближнего и дальнего света подается соответственно через реле К4 и К5 типа 904.3747-10, расположенные в монтажном блоке. Напряжение включения реле при температуре 20±5°С – не более 8 В, сопротивление обмотки – 85±8,5 Ом. Напряжение на обмотки реле подается, если полностью нажата клавиша переключателя наружного освещения (тогда выбор между ближним и дальним светом – в зависимости от положения подрулевого переключателя света фар) или – независимо от положения переключателя – если водитель оттягивает на себя подрулевой переключатель (тогда включается дальний свет фар).

Снятие и разборка блок-фары, замена ламп

Схемы подключения блок-фар с однонитиевыми лампами ближнего света

1 — блок-фары
2 — монтажный блок
3 — переключатель света фар
4 — переключатель наружного освещения
5 — выключатель зажигания

6 — комбинация приборов с контрольной лампой дальнего света фар
А — к источникам питания
К4 — реле включения ближнего света фар
К5 — реле включения дальнего света фар


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Отсоединяем два электрических разъема блок-фары.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем два болта верхнего крепления блок-фары.
  1. Снимаем решетку радиатора.
  1. Отворачиваем болт нижнего крепления.
  1. Аккуратно поддеваем отверткой декоративную накладку.
  1. Сдвигаем накладку к центру автомобиля и вынимаем ее.
  1. Головкой "на 10" отворачиваем гайку крепления блок-фары к кронштейну.
  1. Вынимаем блок-фару.
  1. Поддеваем отверткой фиксатор цилиндра гидрокорректора, поворачиваем его…

…и извлекаем из корпуса фары.

  1. Отворачиваем два винта крепления указателя поворота…

…и снимаем его.

  1. Для замены стекла фары отстегиваем шесть защелок крепления и, срезав слой герметика, снимаем стекло.
  1. Новое стекло вклеиваем на специальном герметике.
Заменить лампы блок-фары можно на автомобиле. Для наглядности эти операции проведем на демонтированной фаре.
  1. Повернув патрон указателя поворота против часовой стрелки, извлекаем его из гнезда вместе с лампой.
  1. Вдавив лампу внутрь и повернув против часовой стрелки, вынимаем ее из патрона.
  1. Поворачиваем крышку фары против часовой стрелки и снимаем ее.
  1. Отсоединяем провод от лампы ближнего света.
  1. Сдавив пружинный фиксатор, выводим его усики из пазов.
  1. Отводим фиксатор вверх и вынимаем лампу ближнего света.

Галогенные лампы нельзя брать за стеклянную колбу, чтобы не оставить жировых следов от пальцев. Если это произошло, лампу необходимо обезжирить спиртом.

  1. Для снятия ламп дальнего и габаритного света снимаем вторую крышку фары.
  1. Отсоединяем провод от лампы дальнего света.
  1. Выводим усики пружинного фиксатора из пазов.
  1. Извлекаем лампу дальнего света.
  1. Отсоединяем провод от лампы габаритного света.
  1. Вынимаем патрон с лампой.
  1. Извлекаем лампу из патрона.

Сборку и установку блок-фары проводим в обратной последовательности.

Направления световых пучков фар регулируют вращением винтов, которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Винты регулировки пучка света в горизонтальной…

…и вертикальной плоскостях.

Гидрокорректор фар

Гидрокорректор фар служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных на блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания и не сообщаются с атмосферой.

Гидрокорректор – неразборный и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнительных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, замените гидрокорректор в сборе.

Снятие главного цилиндра гидрокорректора фар

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддев отверткой, снимаем рукоятку и накладку цилиндра гидрокорректора.
  1. Головкой "на 22" отворачиваем гайку…

…и вынимаем гидрокорректор.

Отсоединение исполнительных механизмов гидрокорректора от фар см. в разделе Снятие и разборка блок-фары, замена ламп.

Регулировка фар

Схема регулировки света фар


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Выберите ровную горизонтальную площадку в пределах базы автомобиля на расстоянии 5 м от экрана – светлой стены здания, гаража и т.п.
  2. Заправьте автомобиль, положите на штатные места инструмент и запаску, проверьте давление в шинах всех колес.
  3. В темное время суток поставьте машину на выбранной площадке перпендикулярно экрану (расстояние между фарами и экраном должно быть 5 м).
  4. Усадите на водительское сиденье помощника или положите груз 75 кг и слегка качните автомобиль сбоку для установки подвесок.
  5. Измерьте расстояние от центров фар до пола (оно должно составить около 600 мм), на этой высоте проведите горизонтальную линию на экране, а на 75 мм ниже нее – вторую.
  6. Начертите на экране вертикальную осевую линию (расстояния от нее до центров левой и правой фары должны быть равны) и линии, соответствующие центрам фар (на расстоянии 554 мм от осевой).
  7. Установите ручку гидрокорректора фар в положение минимальной загрузки. Одну из фар закройте (куском картона, фанеры и т.п.).
  8. Включите ближний свет фар.
  9. Винтами с пластмассовыми головками, расположенными на задней стенке блок-фары, отрегулируйте направление световых пучков незакрытой фары. Верхняя граница пятна (горизонталь) должна совпадать с нижней линией, а место излома пучка (точка пересечения горизонтального и наклонного участка) – с вертикальной линией центра фары.
  10. После этого откройте и отрегулируйте вторую фару, закрыв первую.

Наружное освещение, лампы стоп-сигнала и света заднего хода, освещение салона и багажника

Схема включения наружного освещения

1 — лампы габаритного света в блок-фарах
2 — монтажный блок
3 — переключатель наружного освещения
4 — выключатель зажигания
5 —- контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов
6 — лампы габаритного света в наружных задних фонарях
7 —- лампы стоп-сигнала во внутренних задних фонарях
8 —- фонари освещения номерного знака

9 —- выключатель освещения приборов
10 —- выключатель света заднего хода
11 — выключатель стоп-сигнала
12 —- блок бортовой системы контроля
13 —- лампы света заднего хода во внутренних задних фонарях
К1 — реле контроля исправности ламп (внутри реле показаны контактные перемычки, которые должны устанавливаться при отсутствии реле)
А — к источникам питания
В —- к лампам освещения приборов

Передние лампы габаритного света расположены в блок-фарах, задние – в наружных задних фонарях (на крыльях автомобиля). Лампы стоп-сигнала и света заднего хода – во внутренних задних фонарях на крышке багажника. (Снятие выключателя стоп-сигнала см. Снятие вакуумного усилителя и педального узла тормоза). Фонари подсветки номерного знака расположены на бампере.

Габаритный свет включен, если нажат переключатель наружного освещения. Лампы габаритного света и стоп-сигнала запитаны через реле К1 контроля исправности ламп в монтажном блоке. Если какая-либо из ламп перегорит или нарушится контакт в патроне или питающей цепи, в блоке контроля загорается соответствующий индикатор. Если реле контроля ламп нет, вместо него должны стоять перемычки, иначе лампы гореть не будут.

Лампы фонарей освещения номерного знака включаются одновременно с наружным освещением, но подключены в обход реле контроля, поэтому их исправность не диагностируется.

Лампа подсветки вещевого ящика включается при включенном зажигании выключателем под крышкой ящика.

Напряжение к выключателям ламп плафона освещения салона и индивидуального плафона водителя подается также при включении зажигания. Кроме того, лампа освещения салона загорается, если открыта одна из дверей и переключатель плафона находится в соответствующем положении. Через несколько секунд после закрывания двери яркость свечения лампы уменьшается, и она гаснет. Этим управляет блок индикации бортовой системы контроля.

Подсветка приборов включается одновременно с включением наружного освещения. Яркость ламп подсветки регулируется реостатом на панели приборов.

Лампы фонарей заднего хода загораются, если включено зажигание и замкнут выключатель заднего хода, расположенный на коробке передач.

Освещение багажника включается одновременно с лампами габаритного света.

Указатели поворота

Указатели поворота (левые или правые) включаются подрулевым переключателем.

Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворота) включается при нажатии на соответствующую кнопку. Мигание ламп в этом режиме обеспечивается реле-прерывателем К3 типа 493.3747 в монтажном блоке.

При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания оставшихся ламп и контрольной лампы удваивается. В нормальном режиме частота мигания должна составлять 90±30 циклов в минуту при температуре окружающего воздуха от –40 до +65°С и напряжении от 10,8 до 15 В.

Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализаци

1 —- лампы указателей поворота в блок-фарах
2 —- монтажный блок
3 —- выключатель зажигания
4 —- выключатель аварийной сигнализации
5 —- боковые указатели поворота

6 —- лампы указателей поворота в наружных задних фонарях
7 —- переключатель указателей поворота
8 —- комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 —- реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
А —- к источникам питания

Снятие фонаря габаритного, противотуманного света и указателя поворота

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для замены ламп габаритного, противотуманного света и указателя поворота открываем лючок напротив фонаря в обивке багажника…

…и, сжав фиксаторы, извлекаем плату с лампами.

  1. Заменяем лампы.
  1. Отсоединяем разъем от платы.
  1. Для демонтажа фонаря отворачиваем четыре самореза обивки…

…и отгибаем ее.

  1. Головкой "на 8" отворачиваем три гайки…

…и снимаем фонарь.

Снятие бокового указателя поворота и замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сдвигаем боковой указатель поворота немного вперед и оттягиваем его заднюю часть.
  1. Снимаем боковой указатель поворота.
  1. Потянув, отсоединяем патрон с лампой.
  1. Сдвинув чехол, заменяем лампу.
  1. При замене патрона отсоединяем от него провода.

Снятие выключателя фонарей заднего хода

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем разъем.
  1. Ключом "на 21" отворачиваем выключатель фонарей заднего хода…

…и, сняв его, заменяем новым.

Операцию проводим быстро, чтобы избежать больших утечек масла из коробки передач.

Снятие фонаря стоп-сигнала и света заднего хода

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сжав выступы, cнимаем плату фонаря.
  1. Нажав вниз и повернув против часовой стрелки, извлекаем лампу.
  1. Отсоединяем разъем проводки.
  1. Для демонтажа фонаря стоп-сигнала и освещения заднего хода отворачиваем головкой "на 8" две крайних…

…и две средних гайки крепления декоративной накладки.

  1. Снимаем накладку.
  1. Головкой "на 8" отворачиваем две гайки крепления фонаря…

…и снимаем его.

Сборку проводим в обратной последовательности.

Снятие плафона освещения заднего номерного знака

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза…

…и вынимаем плафон.

  1. Сняв прозрачную верхнюю часть, …

…заменяем лампу.

  1. Для снятия плафона отсоединяем провода.

Снятие плафона освещения багажного отсека, замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В багажном отсеке надавливаем изнутри рукой на плафон освещения и вынимаем его из кронштейна кузова.
  1. Вынимаем лампу.
  1. Отсоединив провод, снимаем плафон.

Снятие выключателя освещения салона

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем саморез…

…и отводим выключатель.

  1. Отсоединив провод, снимаем выключатель освещения салона.

Снятие центрального плафона и замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддеваем отверткой рассеиватель…

…и снимаем его.

  1. Вынимаем лампу.
  1. Для снятия плафона крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза.
  1. Отсоединяем разъем.

Снятие переднего плафона освещения салона

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддеваем отверткой плафон.
  1. Отсоединяем провода.
  1. Отгибаем усики патрона…

…и вынимаем его с лампой.

  1. Заменяем лампу.

Устанавливаем плафон в обратной последовательности.