17.2. Поиск неисправностей электрических систем - общая информация

Перед тем, как приступить к работе прочитайте предупреждение, приведенной в Разделе Общая информация) Приведенные ниже проверки относятся только к основным электрическим контурам и не должны применяться для проверки сложных электронных контуров, таких как контур антиблокировочной системы тормозов (AВS), в особенности при неисправности электронных управляющих устройств (ECU).

Общее

Типичный электрический контур состоит из электрических компонентов, выключателей, реле, моторов, предохранителей, предохранительных звеньев или термореле-прерывателей цепи в зависимости от компонента, а также проводов и электрических разъемов, соединяющих компоненты цепи с батареей и корпусом.

Перед тем как приступить к поиску неисправностей электрической цепи сперва изучите соответствующую электрическую схему для более полного представления о составе элементов, включенных в данную цепь. Список возможных причин неисправностей может быть сужен путем определения продолжающих нормально функционировать компонентов данного контура. В случае одновременного выхода из строя нескольких элементов одного контура, наиболее вероятно, что проблема заключается в неисправности контактов предохранителя или заземления.

Часто проблемы, возникающие с электрическими системами определяются самыми простыми причинами, такими как ослабшие или проржавевшие электрические контакты, неисправные контакты заземления, перегоревшие предохранители или расплавленные предохранительные звенья, или неисправные реле (информация по проверке реле представлена в Разделе Предохранители и реле - общая информация). Перед тем, как приступать к проверке компонентов неисправного контура визуально осмотрите состояние всех предохранителей, проводов и электрических разъемов. Для облегчения задачи, с целью определения какие клеммы должны быть проверены, изучите электрическую схему.

Для поиска электрических неисправностей, необходимо использование следующих основных инструментов: тестер цепи или вольтметр (для некоторых проверок может быть использована 12В лампочка с комплектом проводов), проверочная лампочка с индивидуальным питанием (известная также под названием индикатора проводимости цепи), омметр (для измерения сопротивлений), батарея и комплект проводов, комплект толстых проводов для запуска двигателя от вспомогательного источника, предпочтительно с прилагаемым к ним предохранителем - эти провода предназначены для обвода подозреваемых участков цепи. Перед тем, как приступить к попытке определения причины неисправности с помощью диагностических приборов, внимательно изучите электрическую схему с целью определения точек подключения приборов.

При поиске причины неустойчивой проводимости проводов (обычно вследствие плохого или загрязненного контакта или повреждения изоляции провода) проверка целостности проводов может быть произведена шевелением их вручную. При этом список подозреваемых проводов может быть значительно сужен. Такой метод проверки может быть использован вместе с другими проверками, описанными в следующих подразделах.

Кроме проблем, возникающих в результате плохих электрических контактов, другими основными причинами неисправности электрических цепей, являются разрыв контура или короткое замыкание.

Разрыв контура обычно вызывается обрывом где-нибудь в цепи, вызывающим прекращение прохождения электрического тока. Обрыв контура вызывает прекращение работы компонентов, не являясь, однако, причиной перегорания соответствующего предохранителя.

Короткое замыкание вызывается замыканием открытых участков контура между собой или с массой, вызывая прохождение электрического тока по альтернативному пути обычно на массу. Короткое замыкание чаще всего вызывается нарушением изоляции проводов и соприкосновением оголенных участков с другими проводами или заземленными компонентами автомобиля, такими как элементы кузова. Короткое замыкание обычно вызывает перегорание соответствующего предохранителя.

Если короткое замыкание произошло в проводе до предохранителя, предохранитель не перегорает. Эта часть контура является незащищенной - не следует забывать об этом при поиске неисправностей в электрических системах автомобиля.

Поиск обрывов цепи

Для проверки наличия обрыва цепи, подсоедините провод тестера непрерывности цепи или вольтметра либо к отрицательной клемме батареи, либо к хорошо заземленной точке автомобиля.

Другой провод подсоедините к контакту в проверяемой цепи, предпочтительно как можно ближе к батарее или предохранителю.

Включите контур, помня о том, что некоторые контуры запитываются только при определенном положении ключа зажигания.

Если напряжение присутствует (что видно по показаниям вольтметра или по загоранию проверочной лампочки), то это означает, что данный участок цепи между соответствующим контактом и батареей является не нарушенным.

Аналогичным образом продолжайте проверку остальных участков цепи.

После обнаружения точки, в которой напряжение отсутствует, можно с уверенностью сказать, что разрыв цепи лежит между данной точкой и последней ближайшей к ней по цепи точкой, в которой присутствовало напряжение. Основными причинами разрывов контуров обычно являются облом, коррозия или ослабление крепления контактов.

Поиск коротких замыканий

Для проверки наличия короткого замыкания в первую очередь отсоедините нагрузку (нагрузки от контура) (нагрузками являются компоненты, которые потребляют подаваемую в контур мощность, такие как лампочки, моторы, отопительные элементы и т.п.).

Выньте из контура соответствующий предохранитель и подсоедините к его контактам вольтметр или тестер контура.

Включите контур, помня о том, что некоторые цепи запитываются только при определенном положении ключа зажигания.

Если напряжение присутствует (вольтметр показывает ненулевое значение или загорается проверочная лампочка), то это означает, что в контуре имеется короткое замыкание.

Если напряжение отсутствует, однако предохранитель продолжает перегорать при подключении нагрузки (нагрузок), то это указывает на наличие внутренней неисправности нагрузочных элементов (элемента).

Поиск неисправности заземления

Отрицательный полюс батареи напрямую соединен с землей - металлическим корпусом двигателя / трансмиссии или кузовом автомобиля - и большая часть систем подключена таким образом, что они соединены с батареей лишь по положительному полюсу, и ток возвращается в батарею по металлу конструкции автомобиля. Это означает, что опоры компонентов и кузов формируют часть электрического контура. Таким образом, ослабление крепления или коррозия опор может оказаться причиной электрических неисправностей, начиная от полной неисправности контура и кончая неуверенной его работой. В частности могут тускло гореть лампы (в особенности если задействован какой-либо другой контур, имеющий ту же точку заземления), моторы (например, моторы стеклоочистителей или электрический мотор вентилятора системы охлаждения) могут работать замедленно и задействование одного контура может оказывать влияние на работу другого, не имеющего к нему отношения контура. Обратите внимание, что на многих автомобилях, между отдельными компонентами, установлены шины заземления, обычно это компоненты между которыми не имеется металлического контакта в следствие установки гибких резиновых опор, например, блок двигателя/трансмиссии и кузов.

Чтобы проверить, надежно ли заземлен какой-либо компонент, отсоедините батарею и подсоедините один из проводов омметра к однозначно хорошо заземленной точке. Другой провод подсоедините к точке заземления проверяемого компонента. Показание омметра должно быть нулевым; если это не так, проверьте контакт следующим образом.

Если имеется подозрение на плохой контакт заземления, разберите контакт и зачистите до голого металла поверхность клеммы и поверхность кузова, на которую она устанавливается, или сопрягаемую поверхность контакта заземления компонента. Осторожно удалите все следы грязи и коррозии, затем с помощью ножа соскоблите краску если таковая имеется так, чтобы образовалась чистая контактная поверхность металл к металлу. При сборке туго затяните крепеж контакта. При установке на место клемм проводов, для обеспечения чистого надежного контакта, установите между клеммой и кузовом (корпусом) шайбы. После сборки контакта, во избежание дальнейшего образования коррозии, смажьте контакт бескислотным вазелином или смазкой на силиконовой основе, альтернативно, через регулярные интервалы, взбрызгивайте соединение контакта патентованным герметиком для систем зажигания, таким как Holts Damp Start или поглощающей влагу смазкой, такой как Holts Wet Start.