4.1. Общая информация и подготовительные операции

Общая информация

В данной главе приводится описание наиболее типичных и важных процедур обслуживания и ремонта двигателя, за исключением процедур, требующих специальных навыков и инструментов, таких как процедуры капитального ремонта двигателя – эти работы следует поручить специалистам автосервиса.

3.0 л V-образные 6-цилиндровые 24-клапанные двигатели 1MZ-FE с четырьмя (по два на каждый ряд цилиндров), расположенными сверху, распределительными валами устанавливаются поперечно в передней части автомобиля. Автоматическая трансмиссия расположена слева.

Впускные и выпускные клапаны приводятся от распределительных валов через толкатели. Клапаны расположены в направляющих втулках, запрессованных в головку блока, как и седла клапанов.

Распределительные валы расположены в головках блока цилиндров и приводятся во вращение от коленчатого вала посредством ремня. В каждом ряде цилиндров один распределительный вал приводит в действие впускные клапаны, а другой – выпускные клапаны.

Насос системы охлаждения расположен на правой стороне блока цилиндров и приводится ремнём ГРМ.

Для подготовки топливовоздушной смеси служит электронная система впрыска топлива. Необходимая для воспламенения смеси искра создаётся нерегулируемой системой зажигания.

Масло в систему смазки подаётся под давлением при помощи роторного насоса. На напорной стороне масляного насоса установлен редукционный клапан, который открывается при превышении давления выше установленного значения и даёт части масла стечь назад в поддон картера. Масло всасывается из картера через маслозаборник. Насос направляет масло в сменный полнопоточный фильтр. При засорении масляного фильтра перепускной клапан направляет масло непосредственно в главный канал в обход фильтра.

Из фильтра масло подаётся в главную галерею, расположенную внутри блока цилиндров. В главной галерее расположен Д/В давления двигательного масла, который предупреждает водителя о понижении давления масла, включая контрольную лампу, расположенную на панели приборов. Из главной галереи масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и головке блока цилиндров.

Масло подводится к шатунным подшипникам через внутренние сверления в коленчатом вале. Внутри головки блока цилиндров находятся две масляные галереи, одна проходит вдоль вала впускных клапанов, другая – вдоль вала выпускных клапанов. Через эти галереи масло подводится к подшипникам валов и толкателям клапанов.

К подшипникам всех валов масло подаётся под давлением, клапаны же и кулачки распределительных валов смазываются разбрызгивающимся маслом, как и другие внутренние узлы двигателя.

Подготовительные операции

Перед проведением каких-либо процедур обслуживания двигателя произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением специального растворителя. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.

В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (см. Раздел Снятие и установка капота, его замка и декоративной решётки радиатора). Во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикрывайте крылья автомобиля специальными чехлами или старыми одеялами.

Чрезмерный расход двигательного масла можно считать сигналом о необходимости проведения проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних утечек. Проверьте компрессию в цилиндрах (см. Раздел Проверка компрессионного давления), чтобы определить общее состояние двигателя.

Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шум клапанного механизма и повышенный расход топлива обычно являются достаточно характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.

Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального ремонта в обязательном порядке производится замена поршневых колец и реставрация зеркал цилиндров (проточка и/или хонингование). Обычно выполняется замена коренных и шатунных подшипников, в случае необходимости может быть произведена проточка и восстановление шеек коленчатого вала. В обязательном порядке выполняется обслуживание клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости в выполнении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего. Параллельно с проведением общего ремонта силового агрегата обычно производится также восстановительный ремонт стартёра и генератора.

Такие критичные компоненты системы охлаждения, как шланги, приводные ремни, термостат и водяной насос при проведении капитального ремонта двигателя должны в обязательном порядке заменяться новыми. Кроме того, следует внимательно проверить состояние радиатора (см. Главу Системы охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха). В случае выявления признаков развития утечек или нарушения проходимости радиатор следует заменить. Не забудьте также проверить состояние масляного насоса.

Капитальный ремонт двигателя вовсе не требует от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.

Большая часть работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного инструмента, однако некоторые из проверок по определению пригодности отдельных компонентов к дальнейшему использованию требуют применения прецизионного измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за помощью к специалистам СТО.

Не забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности выполнения капитального ремонта двигателя является состояние блока его цилиндров. Часто дешевле и надёжнее оказывается заменить изношенный двигатель восстановленным.

В заключение можно заметить, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении к требованию соблюдения чистоты при сборке агрегата.