6.1. Общая информация

Система охлаждение двигателя

Все рассматриваемые в данном Руководстве модели автомобилей оборудованы находящейся под давлением системой охлаждения с термостатическим управлением циркуляции охладителя. Роторного типа водяной насос, закрепленный на передней части блока прокачивает охладитель сквозь двигатель. Поток охладителя омывает каждый из цилиндров и движется к задней части двигателя. Отформованные в литье блока и головки(ок) цилиндров водяные галереи обеспечивают распределение охладителя и подачу его к выпускным портам, в районы установки свечей зажигания и расположения направляющих втулок выпускных клапанов. В системе охлаждения 6-цилиндровых двигателей используется водяной насос реверсивного типа (с вращением в обратную сторону).

Типичная схема циркуляции охладителя в системе охлаждения двигателя V8


Типичная схема циркуляции охладителя в системе охлаждения 6-цилиндрового типа.

Термостат воскозаполненного типа помещен в корпус и закреплен в передней части двигателя. В процессе прогрева двигателя термостат закрыт и предотвращает циркуляцию охладителя через радиатор. При приближении температуры двигателя к нормальному рабочему значению термостат открывается, обеспечивая проход охладителя сквозь радиатор, где он остывает перед тем как вернуться в двигатель.

Герметизация системы охлаждения обеспечивается посредством установки выдерживающей повышенное давление крышки на радиатор. Избыточное давление в системе обеспечивает повышение точки кипения охладителя и улучшает эффективность функционирования системы. При чрезмерном повышении давления под его напором происходит открывание подпружиненного предохранительного клапана внутри крышки и либо избыточное давление сбрасывается в атмосферу (установленная на расширительном бачке крышка на 6-цилиндровых двигателях объемом 4.0 л), либо охладитель перетекает по соединительной трубке в расширительный бачок.

Расширительный бачок играет двойную роль. Он используется как емкость, куда в случае необходимости добавляется свежий охладитель и одновременно обеспечивает поддерживание требуемого уровня жидкости в системе, работая как ресивер по приему расширяющегося при перегреве охладителя. На 6-цилиндровых двигателях объемом 4.0 л расширительный бачок является частью находящегося под давлением тракта системы охлаждения, сквозь которую происходит циркуляция охладителя в процессе нормального функционирования двигателя.

Система отопления

Система отопления состоит из вентилятора и теплообменника, расположенных в корпусе отопителя. Теплообменник посредством шлангов соединяется с системой охлаждения двигателя и щитком управления отопителем/кондиционером воздуха на панели приборов в салоне автомобиля. Разогретый в двигателе охладитель циркулирует через теплообменник. При включении отопителя в режим обогрева салона его воздушные заслонки открываются, обеспечивая соединение корпуса отопителя с салоном автомобиля. При помощи выключателя на щитке управления активируется вентилятор отопителя, который гонит воздух сквозь теплообменник в салон автомобиля, обеспечивая тем самым его обогрев.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха состоит из установленного на передней части радиатора конденсатора, испарителя, расположенного по соседству с теплообменником отопителя, закрепленного на двигателе компрессора, аккумулятора, служащего для накопления жидкой фазы хладагента и вывода из системы избытка влаги, а также арматурных линий, соединяющих между собой все перечисленные выше компоненты.

Вентилятор прогоняет разогретый воздух из салона автомобиля сквозь теплообменник испарителя (работающий по принципу, обратному принципу работы радиатора), где он отдает свое тепло находящемуся внутри испарителя хладагенту. Жидкий хладагент, закипая, переходит в газообразную фазу (испаряется) и, покидая испаритель, забирает с собой теплоту фазового перехода.