13.7. Карданные валы, дифференциалы и мосты - общая информация

Карданные валы

Карданный вал служит для передачи мощности от трансмиссии (2WD) или раздаточной коробки (4WD) к заднему мосту автомобиля. На полноприводных (4WD) моделях данный карданный вал носит название заднего. Второй карданный вал полноприводных моделей служит для передачи мощности от раздаточной коробки переднему мосту и называется передним.

Компоненты типичных переднего и заднего карданных валов, используемых на моделях 4WD (передний конец переднего карданного вала Третьего типа используется на некоторых моделях 1995 г. вып. оборудован также шарниром равных угловых скоростей (CV-шарниром), установленным вместо скользящего держателя крестовины).

При движении автомобиля по неровному дорожному покрытию мосты начинают «плавать» вверх-вниз, поэтому карданные валы работают в условиях постоянного изменения угла своего положения по отношению к трансмиссии/раздаточной коробке и мостам подвески. Такой режим функционирования оказывается возможным благодаря включению в состав валов (с обоих их концов) карданных шарниров. Изменение углов положения карданных валов естественно ведет к необходимости постоянного изменения их длины, что достигается благодаря применению скользящих держателей крестовин.

На моделях 1993 г. вып. в передний карданный вал установлен карданный шарнир серии 1310, а в задний вал - шарнир серии 2950. Используются два типа карданных узлов - с одним шарниром и двумя шарнирами.

Компоненты типичного карданного узла одношарнирного типа.

Компоненты типичного карданного узла двухшарнирного типа

1 — Звено держателя крестовины
2 — Гнездовая пружина
3 — Держатель гнездового шарика
4 — Упорная шайба
5 — Игольчатые подшипники
6 — Манжеты
7 — Крышка подшипника
8 — Задняя крестовина
9 — Гнездовой держатель крестовины
10 — Гнездовой шарик
11 — Передняя крестовина
12 — Игольчатые подшипники
13 — Упорная шайба
14 — Держатель крестовины карданного вала
15 — Стопорный зажим

На моделях 1994 г. вып. на обоих (переднем и заднем) карданных валах применены карданные шарниры серии 1310. Вновь применяются два типа карданных узлов - с одним шарниром, или с двумя.

На моделях 1995 г. вып. используются три типа карданных узлов - с одним шарниром, с двумя шарнирами и с CV-шарниром. CV-шарнир ремонту не подлежит; в случае повреждения шарнира или его защитного чехла меняться должен карданный вал в сборе.

Разрез CV-шарнира карданного вала Третьего типа модели 1995 г. вып.

На полноприводных моделях 1995 г. вып. применяются три типа переднего карданного вала. Валы Первого и Второго типов оборудованы одношарнирными карданными узлами со стороны, обращенной к мосту подвески и двухшарнирными узлами со стороны раздаточной коробки. Единственным отличием одного из этих типов валов от другого является применение различной конструкции защиты держателей крестовин от пыли и грязи. На Первом типе применена пылезащитная крышка, тогда как на втором используется резиновый чехол. Валы Третьего типа скользящим держателем крестовины не оборудованы. Вместо него в них применяется CV-шарнир, установленный со стороны переднего моста. Надобность в использовании скользящего держателя отпадает ввиду способности CV-шарнира сжиматься и расширяться. Оборудованный шлицами вал внутри CV-шарнира позволяет постоянно поддерживать длину карданного вала в процессе движения автомобиля на оптимальном значении. Однако, полная длина карданного вала в этом случае выставляется в процессе его изготовления. Не пытайтесь произвести регулировку длины карданного вала Третьего типа.

На карданных валах Первого типа, устанавливаемых на модели 1995 г. вып. для защиты держателя крестовины используется пылезащитная крышка.

На карданных валах Второго типа, устанавливаемых на модели 1995 г. вып. для защиты держателя крестовины используется резиновый чехол.

Карданные валы Третьего типа моделей 1995 г. вып. вместо скользящего держателя крестовины оборудованы CV-шарниром, устанавливаемым с передней стороны вала.

Фабрично установленные карданные узлы в смазке не нуждаются. Смазка скользящих держателей крестовин переднего карданного вала полноприводных моделей 1993 и 1994 г.г. вып. и карданного вала Первого типа моделей 1995 г. вып. должна производиться регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (Глава Настройки и текущее обслуживание). Скользящие держатели крестовин таких валов оборудованы для этой цели смазочным штуцером типа ZERK.

В процессе установки на автомобиль производится тщательная и очень точная балансировка как переднего, так и заднего карданных валов. Ввиду последнего, каждый раз после снятия валы должны устанавливаться на место в точности таким же образом, как они стояли ранее. Пренебрежение выполнением данного требования чревато развитием сильных вибраций и, как следствие, серьезными повреждениями трансмиссионной линии автомобиля.

Дифференциалы

Дифференциал расположен внутри чугунного корпуса, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью сборки моста. Штампованная стальная крышка приболчена к открытой задней стороне корпуса и служит для обеспечения доступа к его внутренним компонентам в процессе осмотра и профилактического обслуживания. Для представляет передачу гипоидного типа, центральная линия ведущей шестерни в которой расположена ниже центральной линии ведомой шестерни главной передачи. Кроме дифференциала стандартной конструкции на автомобили данной марки могут устанавливаться также блоки Trac-Lock с блокировкой (только в задние мосты Модели 35). Если одно из колес начинает пробуксовывать, потеряв сцепление с дорожным покрытием, блок Trac-Lock начинает передавать его крутящий процент противоположному. В виду необходимости применения для регулировки и капитального ремонта дифференциалов специального инструмента, а также наличия определенной квалификации персонала, данные работы являются прерогативой специалистов мастерской автосервиса или дилерского отделения компании Chrysler.

Мосты

Передние приводные валы полноприводных (4WD) помещены в рукав переднего моста Модели 30. Мост представляет собой два стальных рукава, приваренных к чугунному центральному корпусу, в котором размещена сборка дифференциала. Блок оборудован вентиляцией, служащей для сброса избыточного внутреннего давления, возникающего вследствие испарения и теплового расширения смазочной жидкости. Передний мост оборудован приводными валами полуплавающего типа, на которых нагрузка воспринимается подшипниками ступиц. Валы крепятся к подшипникам ступиц при помощи гаек. Обслуживание подшипников производится только в сборе, т.е. восстановлению они не подлежат. Наружные концы приводных валов оборудованы шарнирами равных угловых скоростей (CV-шарнирами), что обеспечивает возможность поворота передних колес вправо-влево. Кроме того, мост оборудован системой антиблокировки тормозов (ABS). Датчики ABS закреплены в сборках поворотных кулаков; роторы датчиков запрессованы в валы вблизи фланцев ступиц. Снаружи к крышке корпуса дифференциала моста Модели 30 крепится шильда с данными о серийном номере и передаточном числе. Идентификационный код даты выпуска моста выбит сзади на его рукаве. При замене моста всегда учитывайте эти данные.

Задние полуоси (всех моделей) помещены в рукава моста Модели 35, который практически идентичен по конструкции сборке описанной выше Модели 30 переднего моста. Иногда мост Модели 35 может быть дополнительно оборудован блоком Trac-Lock и дифференциалом ограниченного скольжения. Серийный номер и передаточное число дифференциала моста Модели 35 опять-таки могут быть отысканы на закрепленной на крышке дифференциала шильде. Код даты изготовления выбит на задней стороне рукава. Все эти данные обязательно должны приниматься во внимание при замене моста.

Данная шильда, закрепленная на крышке корпуса дифференциала содержит информацию о серийном номере и передаточном числе дифференциала; номер, выбитый на рукаве моста по соседству с шильдой указывает на принадлежность моста к Модели 35 (на мостах Модели 30 шильда и номер модели расположены в тех же точках).

Более полную информацию о балке переднего моста неполноприводных (2WD) моделей, рукавах переднего моста моделей 4WD и рукавах заднего моста всех моделей можно отыскать в Главе Подвеска и рулевое управление.