3.1.4.10.5. Антиблокировочная система

Принцип действия

Эффективность торможения наибольшая, когда сцепление шины с поверхностью дороги максимальное. В процессе торможения шина скользит по поверхности и окружная скорость колеса становится меньше скорости автомобиля.

Скольжение минимальное (0%), когда колесо катится свободно, и максимальное (100%), когда колесо заблокировано. Максимальная эффективность торможения достигается, когда скольжение составляет 15%. Эта величина также позволяет сохранить устойчивость и управляемость автомобиля.

Роль антиблокировочной системы заключается в ограничении давления, создаваемого в гидравлической системе тормозов, так, чтобы величина скольжения удерживалась около оптимальной величины (15 %). Действие этой системы должно быть немедленным и раздельным для каждого колеса. Система должна немедленно отвечать на каждое изменение поверхности (коэффициента сцепления) и нагрузки на автомобиль.

Конструкция

Антиблокировочная система (ABS) Teves содержит четыре датчика скорости вращения колес, гидравлический узел управления и электронное управляющее устройство.

Четыре датчика (при каждом колесе автомобиля) передают в электронное управляющее устройство сигналы, информирующие о скорости вращения каждого колеса автомобиля.

Электронное управляющее устройство, расположенное с правой стороны под передней панелью, на основе полученной информации о неодинаковой скорости вращения отдельных колес (либо об их заблокировании) передает в гидравлический узел управления команду уменьшения силы торможения (давления, подаваемого к суппорту тормоза) колеса, которое начало испытывать чрезмерное скольжение. Электронное управляющее устройство выполняет также автодиагностическую функцию, предупреждая водителя загоранием контрольной лампочки о регистрации неисправности электрических цепей или элементов антиблокировочной системы. При неисправной системе ABS тормоза тем не менее исправны и функционируют так, как будто этой системы нет в автомобиле. Единственно контрольная лампочка предупреждает водителя о том, что система ABS не исправляет его ошибок.

Гидравлический узел управления содержит главный тормозной цилиндр типа тандем, который управляет передними тормозами, и гидравлическое вспомогательное устройство, которое управляет задними тормозами. Гидравлическое вспомогательное устройство содержит шесть электромагнитных клапанов, управляемых электронным управляющим устройством, регулирующем давление в тормозах отдельных колес, а следовательно и силой торможения. Три впускных электромагнитных клапана во время нормального торможения (без скольжения) остаются открытыми, а три выпускных клапана – закрытыми. Расположены они в контурах правого переднего тормоза, левого переднего тормоза и задних тормозов.

Функционирование

Когда один из четырех датчиков скорости вращения передаст сигнал о блокировании соответствующего колеса, тотчас же электронное управляющее устройство выдает сигнал закрытия к соответствующему впускному электромагнитному клапану, который немедленно перекрывает подачу тормозной жидкости через тормозной трубопровод к тормозу этого колеса – сила торможения остается постоянной. Если все же скольжение продолжается, то открывается выпускной клапан и давление в гидравлической системе данного тормоза уменьшается – колесо не тормозится (излишек тормозной жидкости возвращается в бачок). Как только колесо снова начнет вращаться, то сразу же происходит открытие впускного клапана и закрытие выпускного клапана. Давление в контуре возрастает и колесо снова тормозится.

Такой цикл торможения и свободного вращения колеса происходит очень быстро (несколько раз в секунду) и продолжается до остановки автомобили либо до отпускания педали тормоза.

Антиблокировочная система (ABS) действует при скорости движения более 7 км/ч.