4.3.17. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников

Подбор вкладышей

Бензиновые двигатели (серия XU)

На некоторых двигателях, устанавливаемых на моделях ранних лет выпуска применяются верхние и нижние вкладыши коренных подшипников одинаковой толщины.

На более поздних моделях рабочий зазор в коренных подшипниках был значительно снижен, для чего стали использовать вкладыши четырех различных размерных групп. Размерная группа вкладышей определяется по нанесенной на край каждого из них цветовой маркировке. При этом толщина вкладыша увеличивается в зависимости от цвета маркировки в порядке, указанном в приведенной ниже таблице. Следует также обратить внимание читателя на тот факт, что верхние вкладыши используются всегда одной и той же толщины и величина зазора в подшипниках определяется толщиной (размерной группой) лишь нижних вкладышей.

Двигатели 1580 и 1761 см 3

Цвет маркировки

Толщина вкладыша, мм

Стандартный
Ремонтный

Верхний вкладыш

   •   Желтый

1.856

2.006

Нижние вкладыши

   •   Синий (Класс А)

1.836

1.986

   •   Черный (Класс B)

1.848

1.998

   •   Зеленый (Класс C)

1.859

2.009

   •   Красный (Класс D)

1.870

2.020

Двигатели 1998 см 3

Цвет маркировки

Толщина вкладыша, мм

Стандартный
Ремонтный

Верхний вкладыш

   •   Желтый

1.847

Данные отсутствуют

Нижние вкладыши

   •   Синий (Класс А)

1.844

Данные отсутствуют

   •   Черный (Класс B)

1.857

Данные отсутствуют

   •   Зеленый (Класс C)

1.866

Данные отсутствуют

   •   Красный (Класс D)

1.877

Данные отсутствуют


На всех двигателях серии XU верхние вкладыши коренных подшипников легко отличаются от нижних по предусмотренной в них канавке. Поверхность нижних вкладышей всегда гладкая. На момент составления настоящего Руководства данные по ремонтным размерам вкладышей коренных подшипников для двигателей 1998 см 3 отсутствовали, поэтому при их подборе следует обращаться к специалистам фирменных сервис-центров компании Citroёn.

На большинстве моделей последних лет выпуска подбор сменных вкладышей коренных подшипников может быть произведен по специальной маркировке. На торцевую поверхность блока цилиндров наносится маркировка, содержащая информацию по диаметрам постелей подшипников. В то же время на коленчатом вале предусмотрены метки, определяющие толщину его шеек. Если маркировка отсутствует, подбор вкладышей может быть осуществлен только путем измерения рабочих зазоров в подшипниках (см. ниже).

На блоке цилиндров маркировка наносится на левую торцевую стенку со стороны маховика/приводного диска. На коленчатый вал - на щеку крайнего кривошипа. На основании анализа включенных в маркировку данных производится подбор сменных вкладышей коренных подшипников.

А — Ссылка, используемая только на производстве
В — Обозначения

Обе маркировки состоят из двух рядов данных: ссылки, используемой на производстве и кода, состоящего из пяти литер. Первая литера обозначает размерную группу первого коренного подшипника (расположенного со стороны маховика/приводного диска), вторая - второго, и т.д. последней литерой, за которой следует метка в виде стрелки обозначена размерная группа пятого подшипника.


Карта выбора вкладышей коренных подшипников, используемых на бензиновых двигателях серии XU

Подбор подшипников осуществляется следующим образом: Выпишите номер размерных групп шейки коленчатого вала и постели в блоке для первого подшипника и обратитесь к данным специальной подборочной карты (см. иллюстрацию Карта выбора вкладышей коренных подшипников, используемых на бензиновых двигателях серии XU). Обратите внимание, что горизонтальный ряд цифр/литер сверху на карте определяет размерные группы шеек коленчатого вала, а вертикальный, - группы постелей в блоке. Найдите ячейку пересечения выписанных номеров. Содержащаяся в данной ячейке литера будет обозначать требуемую размерную группу нижнего вкладыша соответствующего коренного подшипника, установка которого обеспечит требуемый рабочий зазор. Например, если соответствующая шейка коленчатого вала обозначена номером 6, а постель в блоке - литерой Н, следует укомплектовывать данный подшипник нижним вкладышем с красной маркировкой (Класс D).

Действуя в аналогичной манере, определите размерные группы нижних вкладышей оставшихся коренных подшипников.

Приобретать сменные вкладыши лучше всего через фирменные сервис-центры компании Citroёn.

При выполнении капитального ремонта двигателя на моделях ранних лет выпуска лучше всего подбирать сменные вкладыши из новых, оснащенных цветовым кодом смену. Однако, это допустимо только в том случае, если произведена соответствующая модификация системы смазки (с заменой поршня редукционного клапана, цепи и приводной звездочки масляного насоса. Если модификация системы смазки не произведена, следует устанавливать нижние вкладыши Класса А (Синяя маркировка). Более подробную информацию можно получить на станциях техобслуживания.

Дизельные двигатели (серия XUD)

На всех дизельных моделях коренные подшипники укомплектовываются верхними и нижними вкладышами одинаковой толщины. Компания Citroёn выпускает и те и другие как стандартных, так и ремонтных размеров.

Определение рабочего зазора коренных подшипников

Бензиновые двигатели (серия XU)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. На моделях ранних лет выпуска подберите комплект новых верхних вкладышей, затем комплект новых нижних вкладышей с синей маркировкой (см. выше), если такая возможность существует. На более поздних моделях, где уже установлены модифицированные коренные подшипники, проверка зазоров в них может быть проверена со старыми вкладышами, хотя результат нельзя будет считать исчерпывающе точным (лучше также взять новый комплект).
2. Протрите спинки подобранных вкладышей и их постели в блоке цилиндров и крышках подшипников.
3. Вложите вкладыши в свои постели, проследив, чтобы их язычки вошли в зацепление с ответными пазами в теле блока/крышек. При проверке старых вкладышей проследите, чтобы они были установлены строго на свои прежние места. Постарайтесь не прикасаться к рабочим поверхностям вкладышей. Обратите внимание, что в рабочих поверхностях верхних вкладышей предусмотрена канавка, - не перепутайте их с гладкими нижними.
4. Проверка величины рабочего зазора подшипников производится одним из описанных ниже методов.
5. Первый метод, более сложный ввиду необходимости применения микрометра и нутромера/колумбуса, требует установки крышек коренных подшипников (с вложенными вкладышами) на блок. Затяните болты крепления крышек с требуемым усилием (в ходе проверки зазоров подшипников используются старые болты), затем нутромером/колумбусом замерьте внутренний диаметр каждого из подшипников. Теперь следует вычесть из полученных результатов диаметры соответствующих коренных шеек коленчатого вала, - полученные результаты покажут значения рабочих зазоров в подшипниках. Сравните результаты вычислений с требованиями Спецификаций.
6. Второй метод (более простой и точный) подразумевает применение специального измерительного набора Plastigage (Citroёn № OUT 30 4133 Т). Величина зазора определяется по степени сплющивания отрезков мягкой калиброванной проволоки из набора при сжимании ее между вкладышами крышек коренных подшипников и шейками вала. Измерение ширины расплющенных отрезков проволоки производится по нанесенной на упаковку набора шкале.
7. Вложите верхние вкладыши коренных подшипников в свои постели в блоке цилиндров, затем осторожно уложите в блок коленчатый вал. Не используйте никакой смазки! Шейки вала должны быть абсолютно чистыми и сухими.
8. Нарежьте пять отрезков проволоки, по длине чуть короче коренных шеек коленчатого вала и уложите их вдоль шеек, параллельно оси последних.
9. Протрите рабочие поверхности нижних вкладышей в крышках подшипников и смажьте их тонким слоем силиконового компаунда с целью предотвращения прилипания к ним калиброванной проволоки. Установите крышки на свои штатные места в двигателе (сверяйтесь с заводской маркировкой). Вверните старые крепежные болты и, следя за тем, чтобы не нарушить целостность расплющенных отрезков проволоки, затяните их с требуемым усилием (см. ниже в этом разделе). Не допускайте проворачивания коленчатого вала после укладывания на него калиброванной проволоки.
10. Снимите крышки, - вновь постарайтесь не разрушать расплющенную проволоку и не проворачивать вал.
11. По шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочего зазора подшипников по степени сплющивания калиброванной проволоки, помните, что на упаковке может быть нанесено две шкалы (дюймовая и метрическая), - не перепутайте их. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.
12. Если величина зазора существенно отличается от требуемой, проверьте, не попала ли под спинку вкладыша грязь или другие посторонние частицы. Протрите спинки вкладышей и их постели и повторите проверку. При повторном отрицательном результате проверьте соответствие вкладышей диаметрам шеек коленчатого вала. Если калиброванная проволока оказывается расплющенной с одного конца недопустимо больше, чем с другого, шейка имеет конусность и подлежит проточке.
13. Если результаты измерений существенно отличаются от оговоренных в Спецификациях, воспользуйтесь полученными данными, а также данными о толщине вкладышей (см. выше) для определения требуемой размерной группы новых вкладышей. Помните, что рабочие зазоры в подшипниках всегда лучше устанавливать ближе к нижней границе допустимого диапазона с поправкой на износ.
14. При необходимости подберите новые вкладыши из другой размерной группы и повторите проверку рабочих зажоров в подшипниках.
15. В заключение, удостоверившись в соответствии величин рабочего зазора подшипников нормативным требованиям, удалите следы расплющенной проволоки с шеек вала, осторожно соскоблив их ногтем или краем старой кредитной карточки.

Дизельные двигатели (серия XUD)

Проверка может быть выполнена на старых вкладышах, хотя предпочтительнее будет произвести ее с новым комплектом. Следуйте указаниям, приведенным выше.

Окончательная установка коленчатого вала

Все двигатели (XU и XUD)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Аккуратно извлеките коленчатый вал из картера двигателя.

2. При помощи пары мазков густой смазки зафиксируйте верхние половины упорных шайб с обеих сторон постели второго коренного подшипника в блоке цилиндров, - обе шайбы должны устанавливаться канавками маслотоков наружу.

3. Вложите вкладыши коренных подшипников в свои постели в блоке цилиндров и крышках. При установке новых вкладышей проследите, чтобы с их поверхностей была полностью удалена консервирующая смазка, - промойте вкладыши керосином, затем тщательно протрите чистой неворсящейся ветошью. Обильно смажьте вкладыши в картере двигателя чистым моторным маслом требуемого сорта.

4. Уложите коленчатый вал в блок цилиндров таким образом, чтобы шейки второго и третьего кривошипов оказались в положениях ВМТ, а первого и четвертого, соответственно, - НМТ. В соответствии с инструкциями раздела Проверка состояния коленчатого вала, измерьте величину его осевого люфта.

5. Смажьте двигательным маслом нижние вкладыши в крышках подшипников. Удостоверьтесь в правильности посадки язычков вкладышей в ответных углублениях в крышках.

6. Установите крышки второго и пятого подшипников на свои штатные места (углубления под язычки вкладышей в постелях блока и крышках должны оказаться с одной стороны. Заведите крепеж (гайки/болты) и свободно затяните его.

7. Смажьте герметиком сопрягаемую с крышкой 1-го коренного подшипника поверхность блока, вокруг отверстий под установку уплотнительных полос.

8. Заведите язычки уплотнительных полос на штифты в основании крышки первого подшипника и посадите полосы в свои канавки в крышке. Теперь необходимо приготовить две тонкие металлические пластинки (менее 0.25 мм толщиной) с целью фиксации уплотнительных полос при установке крышки.

9. Компания Citroёn выпускает для данной цели специальное приспособление, работающее наподобие струбцины, однако, отлично подойдут и пара лезвий старого измерительного щупа (проследите, чтобы с их краев предварительно были удалены все заусеницы и задиры, способные повредить резину уплотнителей.

10. Смажьте двигательным маслом обе стороны металлических пластин (если используете пластины) и установите их на уплотнительные полосы. Установите крышку первого коренного подшипника на двигатель и свободно вверните крепежные болты.

11. При помощи плоскогубцев извлеките пластины. Тяните пластины строго горизонтально.

12. Равномерно затяните крепеж крышек коренных подшипников с требуемым усилием, затем острым ножом обрежьте выступающие края уплотнительных крышки первого подшипника так, чтобы они выступали над сопрягаемой поверхностью блока приблизительно на 1 мм.



13. На моделях 1580 и 1761 см 3 вверните боковые болты крепления центрального коренного подшипника, - один в передней части блока и один в задней, - не забудьте про уплотнительные шайбы. Затяните оба болта с требуемым усилием.
14. Установите задний сальник коленчатого вала (см. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).
15. Установите на свои места шатунно-поршневые сборки (см. Установка шатунно-поршневых групп на двигатель и проверка рабочих зазоров шатунных подшипников).
16. Установите сегментную шпонку в паз цапф коленчатого вала, затем посадите на цапфу ведущую звездочку масляного насоса с дистанционной втулкой (если таковая предусмотрена). Накиньте на звездочку приводную цепь.
17. Насухо протрите сопрягаемые поверхности держателя переднего сальника коленчатого вала и блока цилиндров. Измерьте глубину посадки сальника, затем извлеките его из своего гнезда при помощи отвертки с плоским жалом.
18. Смажьте подходящим герметиком сопрягаемая поверхность держателя. Удостоверьтесь в наличии на своих местах направляющих штифтов и посадите держатель на цапфу коленчатого вала, плотно прижав ее к блоку. Затяните боты крепления держателя с требуемым усилием.
19. Действуя в соответствии с инструкциями, изложенными в разделах Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели, установите новый передний сальник коленчатого вала.
20. Удостоверьтесь в правильности посадки на звездочках приводной цепи масляного насоса, затем установите масляный насос и поддон картера (см. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).
21. Если снимали, установите на место головку цилиндров (см. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).